Проверяемый текст
Тяжкова, Ирина Михайловна; Ответственность за неосторожные преступления, совершаемые при использовании источников повышенной опасности (Диссертация 2003)
[стр. 109]

Позиция, где виновное лицо при легкомыслии не осознает общественно опасный характер своих действий, была сформулирована П.С.
Дагелем, который писал: ’’Поскольку основным признаком неосторожности, который отличает ее как от умысла, так и от невиновного совершения общественно опасного действия, есть отсутствие осознания общественно опасного характера действия, которое совершается при наличии обязанности и возможности такого осознания”.
Мы придерживаемся этой точки зрения и предлагаем изменить формулу преступной неосторожности.
В статье 26 УК РФ, определяя легкомыслие как вид неосторожности, законодатель подчеркивает самонадеянный расчет субъекта на предотвращение общественно опасных последствий.
Согласно словарям русского языка «самонадеянный»150 означает «чрезмерно уверенный в самом себе, выражающий пренебрежение к другим».
Исходя из этого, можно сделать вывод, что субъект рассчитывает
при легкомыслии только на себя.
Это возможно, когда он рассчитывает на свое профессиональное мастерство, опыт, навыки, физические данные и пр.
Однако, при легкомыслии он может рассчитывать не только на себя, но и на действия других лиц, например, водитель вопреки правилам дорожного движения не пропускает на
перекрестке пешеходов, рассчитывая, что сам пешеход, как лицо заинтересованное, сумеет проскочить или увернуться от автомашины.
Расчет при легкомыслии может также касаться естественных сил
природы (например, виновный полагает, что начавшийся дождь затушит разведенный в лесу костер); обстановки (например, выбрасывая ночью из окна тяжелый предмет, субъект полагает, что в это время около дома в той части, где и днем-то не бывает людей, ночью это вполне безопасно); на орудия и средства совершения преступления (например, полагая, что ружье неисправно, виновный нажал на курок и ранил своего товарища) и т.п.
150 Л опатин В .В ., Л опатина Л .Е.
Русский толковы й словарь.
М ., 1998.
С.
607.
[стр. 47]

47 оценить недостаточность сил и обстоятельств, которые, по его мнению, предотвратят наступление вредных последствий его поведения.
Расчет на конкретные обстоятельства существенно отличает легкомыслие от косвенного умысла, при котором такой расчет отсутствует, т.е.
субъект сознательно допускает наступление вредных последствий, либо относится к ним безразлично.
Сознательное допущение последствий или безразличное к ним отношение при косвенном умысле тем и устанавливается, что виновный, предвидя возможность наступления вредных последствий, нс рассчитывает их предотвратить.
Косвенный умысел будет налицо и в случаях, когда виновный рассчитывает не на конкретные обстоятельства, а на “авось”, так как при таком расчете надежда на то, что вредные последствия не наступят ни на чем нс основана и.
следовательно, в таких случаях налицо безразличное отношение к наступлению общественно опасных последствий, т.к.
виновный сознает как реальность их наступления, так и отсутствие обстоятельств, способных их предотвратить.
В статье 26, определяя легкомыслие как вид неосторожности, законодатель подчеркивает самонадеянный расчет субъекта на предотвращение общественно-опасных последствий.
Согласно словарям русского языка самонадеянный означает чрезмерно уверенный в самом себе, выражающий пренебрежение к другим.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что субъект рассчитывает
на при легкомыслии только на себя.
Это возможно, когда он рассчитывает на свое профессиональное мастерство, опыт, навыки, физические данные и пр.
Однако при легкомыслии он может рассчитывать не только на себя, но и на действия других лиц, например, водитель вопреки правилам дорожного движения не пропускает на
нерегулируемом перекрестке пешеходов, рассчитывая, что сам пешеход, как лицо заинтересованное, сумеет проскочить или увернуться от машины.
Расчет при легкомыслии может также касаться естественных сил


[стр.,48]

48 природы (например, виновный полагает, что начавшийся дождь затушит разведенный в лесу костер); обстановки (например, выбрасывая ночью из окна тяжелый предмет, субъект полагает, что в это время около дома в той частя, где и дпем-то не бывает людей, ночью это вполне безопасно); на орудия и средства совершения преступления (например, полагая, что ружье неисправно, виновный нажал на курок и ранил своего товарища) я т.п.
Учитывая это, представляется более точным исключить при определении легкомыслия слово “самонадеянно”, оставив лишь слова “без достаточных на то оснований” или заменить термин “самонадеянно” термином “необоснованно”1.
Так, представляется более удачным определение легкомыслия в УК Республики Беларусь, согласно ст.
23 которого “Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления общественно-опасных последствий своего действия или бездействия, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение” (ч.
2).
Подробнее определение данного вида неосторожности, хотя и не называемого легкомыслием, содержится в УК многих стран.
Так, в ст.
15 УК Китая одним из видов неосторожности признается такая ситуация, когда лицо легкомысленно надеялось на предотвращение общественно опасных последствий, а последствия наступили.
Очевидно, что при терминологическом несходстве этот вид неосторожности аналогичен легкомыслию.
Такое же понятие дается и в ч.
3 ст.
II УК Болгарии: «деяние признается совершенным по неосторожности, если лицо его совершившее ...
предвидело возможность наступления этих последствий, но падеялось их предотвратить».
Своеобразное определение легкомыслия содержится в принятом 6 июня 2001 г.
УК Эстонии, согласно ч.
2 ст.
18 которого «Лицо признается совершившим деяние по легкомыслию, если оно считало возможным ! В УК Грузии, например, употребляется термин «безосновательно» (ст.
10) Этот же термин включен в определение самонадеянности в ч.
2 с т .
22 УК Узбекистана, в которой имеется тик же оговорка о Том, что лицосознательно не соблюдает правила предосторожности.

[Back]