Проверяемый текст
Тяжкова, Ирина Михайловна; Ответственность за неосторожные преступления, совершаемые при использовании источников повышенной опасности (Диссертация 2003)
[стр. 144]

«Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не осознавало общественную опасность своего деяния (действия или бездействия) и не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло осознавать эту опасность и предвидеть эти последствия».
По нашему мнению, включение в данную формулу закона признаков, которые определяют отношение лица к действию, наиболее полно характеризует интеллектуальную сторону психической деятельности виновного лица в преступной небрежности и подчеркивает то обстоятельство, что при неосторожности, как и в любом случае преступления, необходимое совершение определенного действия (действия или бездействия), которое является объективным основанием уголовной ответственности и без чего такая ответственность невозможна.
На основании полученных результатов приходим к выводу, что теоретические проблемы вины поставили в центр внимания ученых и законодателя вопрос, в первую очередь, о психическом отношении лица к своему преступному деянию.
Можно утверждать, что для определения сферы уголовно наказуемой неосторожности имеет значение законодательное определения этой формы вины.
Связано это с несогласованностью определения с общим понятием вины и определением умысла; отсутствием в определении общих признаков неосторожности, в частности, характеристики отношения субъекта к действию.
Для неосторожной вины характерен специфический, отличный от умысла, психологический механизм, особенная форма связи сознания и воли субъекта с общественно опасными последствиями.
В законе не дается определение общего понятия неосторожности как формы вины, а ее содержание и сущность раскрываются путем определения
[стр. 34]

34 тем его целям, которые указаны в ч.
2 ст.
43 УК РФ.
Наиболее опасной формой вины является умысел (прямой или косвенный), поскольку’ в таких случаях осуществляется целенаправленная на достижение опасного результата деятельность.
Даже при наличии косвенного умысла, когда волевой момент характеризуется сознательным допущением общественно-опасных последствий или безразличным к ним отношением, действия виновного остаются целенаправленными на достижение намеченного результата при предвидении им возможности наступления общественно-опасного последствия.
Признание умышленных преступлений при прочих равных условиях более опасными обусловлено и тем, что при их совершении наиболее явно проявляется крайне отрицательное отношение лица к охраняемым законом личным, общественным, государственным интересам.
Неосторожность как форма вины так же, как и умысел, делится на два вида легкомыслие (ч.2 ст.
26 УК) и небрежность (ч.
3 ст.
26 УК), которые определяются законодателем следующим образом.
Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий.
При небрежности лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
На современном этапе развития с ускорением научно-технического прогресса опасность неосторожных преступлений, вследствие неблагоприятной динамики этих преступлений и причинения в результате их совершения все большего и большего ущерба, значительно возрастает.
Это обстоятельство нашло отражение в законодательстве.
Если сравнить УК РСФСР 1922 г., УК РСФСР 1926 г., УК РСФСР 1960 г.
и УК РФ 1996 г., то

[стр.,182]

182 Время совершения дорожно-транспортного происшествия так же относится к числу факультативных признаков объективной стороны.
Однако его установление играет значительную роль при разработке профилактических мероприятий.
Самый высокий уровень аварийности из года в год отмечается в июне октябре с максимумом в августе.
Наибольшее количество ДТП приходится на период от ] 1 до 18 час.
(37,6 %) и с 18 до 22 час.
(26,3 %).' Наиболее распространенным нарушением Правил дорожного Движения являются наезды на пешеходов и велосипедистов (в Москве они составляют более 60 % от общего числа дорожных происшествий), а так же столкновения транспортных средств (24,7 %)1 2.
Правилами учета все дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды: столкновения, опрокидывания, наезды на пешеходов, наезды на велосипедистов, наезды на гужевой транспорт, наезды на животных, прочие происшествия3.
Преступление, предусмотренное ст.
264 УК, характеризуется неосторожной формой вины, которая может быть как в виде легкомыслия, так и в виде небрежности.
При легкомыслии виновный предвидит возможность наступления в результате нарушения им правил безопасности движения или эксплуатации транспортного средства общественно-опасных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение.
При небрежности лицо не предвидит возможности наступления общественно-опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
При легкомыслии виновный может надеяться на свой опыт, большой стаж работы, надежность техники и другие объективно существующие 1См.
Преступность и правонарушения 1997.
Сгат.
сб.
М, 1998.
С.
133.
2См.
Преступность и правонарушения (1996-2000).
Стат.
сб.
М , 2001.
С.
133 3 Подробнее см.
Чучасв А.И Преступления против бечопасности движения и эксплуатации транспорта.
Ульяновск.
1997.
С.
35-36.
См.
также Уголовное право России.
Учебник для dvtob в 2-х томах.
Том 2.
Особенная часть.
Норма-Инфра.
М., 1999.
С.
565-566.

[Back]