103 гих странах мира в форме социал-демократических движений в Европе, в английском лейборизме, а также в различных реформаторских и модернизационных течениях США. Постепенно приобретает контуры мысль о необходимости экономического влияния государства, что послужило поводом для сближения либералов и консерваторов. В целом, в XX веке в либеральных концепциях наблюдаются мощные этатичсские тенденции, что также можно расценивать как глубокий кризис классической либеральной концепции. Сильное государство, его право на активное вмешательство в общественную жизнь и жизнь личности аргументируются необходимостью экономического роста, гарантиями от безработицы и социальной защищенностью. В последней трети XX века мы наблюдаем рост популярности концепций, защищающих смешанную экономику, развитие государственного и частного секторов. Это, в свою очередь, послужило поводом для теоретического обоснования конвергенции либеральной и социалистической доктрин. В частности Валлерстайн в своей нашумевшей статье «Скрытые проблемы: новая повестка дня» последовательно проводит идею о принципиальной близости между либерализмом и марксизмом. Причем, по его мнению, эта близость была заметна вплоть до второй половины XX века, то есть до того момента, когда марксистские идеи еще не были скомпрометированы практикой сталинизма и неудачами социалистического строительства. В качестве методологической базы, принципиально объединяющей эти два учения, Валлерстайн указывает на общий для обеих теорий взгляд на человеческую историю, как на неуклонный рост социального прогресса и свободы. Аналогичные мысли выражает и американский ученый Грей, а также немец О. Кальшойер1. В качестве дополнительных аргументов, эти ученые приводили доводы о том, что и либерализм, и марксизм в качестве центральной теоретической предпосылки фиксируют противоречия 1 См.: КаИзсЬеиег О. РгеШИ, сИе 1сЬ тете. 1п: ЫЬегаПзтиз ипд ЗоааНзтиз. МагЬигц, 1988. 8. 1113. |
нии. Так называемый «социальный либерализм» получил достаточно широкое распространение во многих странах мира в форме социалдемократических движений в Европе, в английском лейборизме, а также в различных реформаторских и модернизационных течениях США. Постепенно приобретает контуры мысль о необходимости экономического влияния государства. Что послужило поводом для сближения либералов и консерваторов. В целом, в XX веке в либеральных концепциях наблюдаются мощные этатические тенденции, что также можно расценивать как глубокий кризис классической либеральной концепции. Сильное государство, его право на активное вмешательство в общественную жизнь и жизнь личности аргументируются необходимостью экономического роста, гарантиями от безработицы и социальной защищенностью. В последней трети XX века мы наблюдаем рост популярности концепций, защищающих смешанную экономику, развитие государственного и частного секторов. Это, в свою очередь, послужило поводом для теоретического обоснования конвергенции либеральной и социалистической доктрин. В частности Валлерстайн в своей нашумевшей статье «Скрытые проблемы: новая повестка дня» последовательно проводит идею о принципиальной близости между либерализмом и марксизмом. Причем, по его мнению, эта близость была заметна вплоть до второй половины XX века, то есть до того момента, когда марксистские идеи еще не были скомпрометированы практикой сталинизма и неудачами социалистического строительства. В качестве методологической базы, принципиально объединяющей эти два учения, Валлерстайн указывает на общий для обеих теорий взгляд на человеческую историю, как на неуклонный рост социального прогресса и свободы. Аналогичные мысли выражает и амеля риканский ученый Грей, а также немец О. Кальшойср54 *. В качестве дополнительных аргументов, эти ученые приводили доводы о том, что и либерализм, и марксизм в качестве центральной теоретической предпосылки фиксируют противоречия между государством и обществом, а также противоречия между буржуазией и пролетариатом. Также, весьма справедливым можно считать соображения этих политологов относительно того, что и либеральная, и марксистская теории являются продуктом западноевропейской культуры53. А английский политолог Альбрехт Вельмер прямо утверждает, что «индивидуализм и коммунизм не только противоположны в каком-то важном смысле они, скорее, дополняют друг друга. И, соответственно, наиболее значительные политические теории современной Европы содержат элементы обеих ориентаций»56. I фактическому сближению либерализма и социализма способствовало и го, что во второй половине XX века социал-демократами и многими социалистами начинает признаваться эффективность и целесообразность смешанной экономики. Социал-демократы по-своему решают противоречия между обществом и государством, между государственным и частным экономическими секторами. Таким образом, социалисты пытались решить проблему, которая являлась камнем преткновения и для либеральной теории. Выступая за эффективность смешанной экономики, параллельное функционирование свободного экономического рынка и государственного планирования, социалисты вплотную сближаются с неолибералами. И те, и другие начинают признавать право на существование конкуренции в качестве важнейшего механизма повышения роста 54 См.: КаИзсЬеиег О. РгеНи!, ейе юЬ теше. 1п: ЫЬегаПзтиз ипс! 8о21а]]5шиз. МагЬиг§, 1988. 8. 11-13. 35 АрргоасЬея ю зоаа11йеогу. МУ., 1986. Р. 49. 56 Социо-логос. Вып. I. М., 1991.-С. И. л о |