Проверяемый текст
Мамытов Булатбай Мамытович. Философско-мировоззренческие основания либеральной системы ценностей (Диссертация 2003)
[стр. 105]

105 толог Т.
Мейер, анализируя развитие демократии в Западной Европе, приходит к выводу, что эта демократия обеспечивается «долей синтеза социалистических и либеральных представлений о взаимоотношениях индивида, государстваи1 общества, и о социальных основах индивидуальной свободы эта форма синтеза стала, своего рода, базовым
консенсусом западных демократий»1.
Он также убежден, что за продуктивное сочетание либеральных и социалистических идей говорят объективные международные социально-политические процессы, требующие как
коллекгивистских, так и индивидуалистических форм организации человеческого бытия.
Аналогичные аргументы приводит и Э.
Бернштейн, для которого близость между социалистическими и либеральными концепциями становится столь очевидной, что он предпочитает идентифицировать социалистические доктрины в качестве «организационного либерализма».
Для него любая конструкция социалистического типа с неизбежностью включает в себя главнейшие либеральные принципы, такие как гарантии прав человека, преодоление «рыночной анархии»,
общедемократические принципы.
«Социальный либерализм» Бернштейна нашел поддержку среди
широких слоев социалдемократически настроенной общественности.
Основные его положения были отражены в Гётесбергской программе социал-демократов в 1959
году1 2.
Однако, на наш взгляд, предпринятая Бернштейном модернизация классического либерализма не столько обогатила либеральную теорию, сколько, напротив, способствовала предельному размыванию его основных принципов.
В этом смысле, Бернштейн отразил общий кризис либеральной теории, которая в XX веке, подвергаясь модернизационным веяниям, начинает размываться в иных политологических конструкциях, теряя свою собственную
оригинале1 ЫЬегаНзтиз ипё ЗотНзтиз.
МагЪиг§, 1988.
8.
7.
2 Кге1зку В.
У!е1е зте! Кеуо1иПопйге аиз Ве&иетПсЬкек // 8р1§е1, 1972, № 10.
8.
111.
[стр. 50]

производства и, одновременно, обращать внимание на тот факт, что рынок сам по себе не в состоянии решать социальные проблемы57.
Немецкий политолог Т.
Мейер, анализируя развитие демократии в Западной Европе, приходит к выводу, что эта демократия обеспечивается «долей синтеза социалистических и либеральных представлений о взаимоотношениях индивида, государства и общества, и о социальных основах индивидуальной свободы эта форма синтеза стала, своего рода, базовым
со консенсусом западных демократий» .
Он также убежден, что за продуктивное сочетание либеральных и социалистических идей говорят объективные международные социально-политические процессы, требующие как
коллективистских, так и индивидуалистических форм организации человеческог о бьпия.
Аналогичные аргументы приводит и Э.
Бернштейн, для которого близость между социалистическими и либеральными концепциями становится столь очевидной, что он предпочитает идентифицировать социалистические доктрины в качестве «организационного либерализма».
Для него любая конструкция социалистического типа с неизбежностью включает в себя главнейшие либеральные принципы, такие как гарантии прав человека, преодоление «рыночной анархии»,
общеде5 Все эти теоретические компромиссы могут быть проиллюстрированы примером послевоенной Германии.
После Второй Мировой войны это государство представляло собой жалкое зрелище.
Для мобилизации здоровых сил общества, в целях достижения экономической стабильности Германия в то время пошла на жесткую государственную централизацию.
Государственная власть определяла не только политическую стратегию, но и служила гарантом социальной защищенности граждан.
В экономическом плане государство взяло на себя функцию создания свободного рынка, саморегулирующегося механизма рыночных отношений.
Создав и запустив этот механизм, государство постепенно отходило в экономической жизни на второй план и вмешивалось в экономику лишь в тех редких случаях, когда того требовала необходимость защиты общенациональных интересов.
50

[стр.,51]

мократические принципы.
«Социальный либерализм» Бернштейна нашел поддержку среди
широкий слоев социал-демократически настроенной общественности.
Основные его положения были отражены в Гётесбергской программе социал-демократов в 1959
году59.
Однако, на наш взгляд, предпринятая Бернштейном модернизация классического либерализма не столько обогатила либеральную теорию, сколько, напротив, способствовала предельному размыванию его основных принципов.
В этом смысле, Бернштейн отразил общий кризис либеральной теории, которая в XX веке, подвергаясь модернизационным веяниям, начинает размываться в иных политологических конструкциях, теряя свою собственную
оригинальность.
Не случайно К.
Каутский назвал теоретические воззрения Бернштейна «завершением либерализма»60.
Последователи так называемого «социального либерализма» справедливо обращали внимание на глубинное противоречие либеральной доктрины, согласно которой, с одной стороны, утверждается необходимость создания свободных рыночных отношений, а с другой стороны, признается, что неограниченный рынок сопровождается нищетой, разорением, социальной незащищенностью, анархией, деформациями в области нравственных и культурно-мировоззренческих ориентиров.
Карло Россели выдающийся итальянский политолог считает, что мы в XX столетии становимся свидетелями неизбежной конвергенции либеральной и социалистической теории и практики.
Эта конвергенция обусловлена, с одной стороны, тем, что социализм постепенно избавляется от присущего ему утопизма и всё более нацеливается на решение практиче* ч 5Я ЫЬегаНзшиз ипс! Зо^аНзгпиз.
МагЬигд, 1988.
8.
7.
'9 Кгсчзку В.
У1е1е $тс! КеУо1иНопаге аиз Ве&иетМсЬкеП // 8р1§е1, 1972,* 10.-8.
111.
ч

[Back]