Проверяемый текст
Мамытов Булатбай Мамытович. Философско-мировоззренческие основания либеральной системы ценностей (Диссертация 2003)
[стр. 106]

106 ность.
Не случайно К.
Каутский назвал теоретические воззрения Бернштейна «завершением
либерализма»1.
Последователи так называемого «социального либерализма» справедливо обращали внимание на глубинное противоречие либеральной доктрины, согласно которой, с одной стороны, утверждается необходимость создания свободных рыночных отношений, а с другой стороны, признается, что неограниченный рынок сопровождается нищетой, разорением, социальной незащищенностью, анархией, деформациями в области нравственных и культурномировоззренческих ориентиров.
Карло Россели выдающийся итальянский политолог считает, что мы в XX столетии становимся свидетелями неизбежной конвергенции либеральной и социалистической теории и практики.
Эта конвергенция обусловлена, с одной стороны, тем, что социализм постепенно избавляется от присущего ему утопизма и всё более нацеливается на решение практических
задач.
С другой стороны, либеральная доктрина также не может функционировать в своем первоначальном виде, поскольку вынуждена принимать участие в решении проблем социального характера.
И, если в теории оба этих направления общественно-политической мысли могут сохранять достаточную степень автономности, то в практической жизни они вынуждены сосуществовать, взаимно проникая друг в друга.
Россели пишет: «Эти два возвышенных, но односторонних видения мира движутся по пути взаимопроникновения и
взаимодействия...»1 2.
Идеалы социализма достигаются либеральной практикой, и, в этом смысле, социализм можно назвать либерализмом в действии.
«Социалистическое движение это конкретный наследник либерализма, носитель динамической идеи свободы.
<...> Либерализм и социализм весьма далеки от противопоставлений друг другу, как того хотела бы устарелая полемика, связаны
1 Каутский К.
К критике теории и практики марксизма: Антибернштейн.
М., 1922.
С.
177.

2 Коммунист.
1990, № 15.
С.
116.
[стр. 51]

мократические принципы.
«Социальный либерализм» Бернштейна нашел поддержку среди широкий слоев социал-демократически настроенной общественности.
Основные его положения были отражены в Гётесбергской программе социал-демократов в 1959 году59.
Однако, на наш взгляд, предпринятая Бернштейном модернизация классического либерализма не столько обогатила либеральную теорию, сколько, напротив, способствовала предельному размыванию его основных принципов.
В этом смысле, Бернштейн отразил общий кризис либеральной теории, которая в XX веке, подвергаясь модернизационным веяниям, начинает размываться в иных политологических конструкциях, теряя свою собственную оригинальность.
Не случайно К.
Каутский назвал теоретические воззрения Бернштейна «завершением
либерализма»60.
Последователи так называемого «социального либерализма» справедливо обращали внимание на глубинное противоречие либеральной доктрины, согласно которой, с одной стороны, утверждается необходимость создания свободных рыночных отношений, а с другой стороны, признается, что неограниченный рынок сопровождается нищетой, разорением, социальной незащищенностью, анархией, деформациями в области нравственных и культурно-мировоззренческих ориентиров.
Карло Россели выдающийся итальянский политолог считает, что мы в XX столетии становимся свидетелями неизбежной конвергенции либеральной и социалистической теории и практики.
Эта конвергенция обусловлена, с одной стороны, тем, что социализм постепенно избавляется от присущего ему утопизма и всё более нацеливается на решение практиче*
ч 5Я ЫЬегаНзшиз ипс! Зо^аНзгпиз.
МагЬигд, 1988.
8.
7.
'9 Кгсчзку В.
У1е1е $тс! КеУо1иНопаге аиз Ве&иетМсЬкеП // 8р1§е1, 1972,* 10.-8.
111.
ч

[стр.,52]

ских задач.
С другой стороны, либеральная доктрина также не может функционировать в своем первоначальном виде, поскольку вынуждена принимать участие в решении проблем социального характера.
И, если в теории оба этих направления общественно-политической мысли могут сохранять достаточную степень автономности, то в практической жизни они вынуждены сосуществовать, взаимно проникая друг в друга.
Россели пишет: «Эти два возвышенных, но односторонних видения мира движутся по пути взаимопроникновения и
взаимодействия...»м.
Идеалы социализма достигаются либеральной практикой, и, в этом смысле, социализм можно назвать либерализмом в действии.
«Социалистическое движение это конкретный наследник либерализма, носитель динамической идеи свободы.
<...> Либерализм и социализм весьма далеки от противопоставлений друг другу, как того хотела бы устарелая полемика, связаны
внутренними тесными отношениями.
Либерализм это идеальная вдохновляющая сила, социализм созидающая...»62.
В XX веке встречается большое количество исследований, посвященных проблеме конвергенции либерализма и марксизма.
Ученые справедливо обращают внимание на тог факт, что марксизм явился одним из наиболее радикальных течений Западной Европы, защищающего принципы свободы и справедливости.
По большому счету, марксизм лишь искал новые пути реализации старых демократических ценностей.
По мнению О.
Кальшойера, Карл Маркс, критикуя капиталистические отношения, выступает как поборник свободы человека.
И, защищая свободу личности, как высшую ценность, Маркс на подлинно демократических, 60 61 60 Каутский К.
К критике теории и практики марксизма: Антибернштейн.-М., 1922.-С.
177.

61 Коммунист.
1990, № 15.
С.
116.
02 Там же, С.
119.
52

[Back]