Проверяемый текст
Мамытов Булатбай Мамытович. Философско-мировоззренческие основания либеральной системы ценностей (Диссертация 2003)
[стр. 109]

109 ховной.
Отсюда следует вывод либеральных мыслителей: высшей степени политической свободы общество может достичь только при
капитализме1.
В последней трети XX века общественно-политическая практика Западной Европы характеризуется постоянной сменой ориентаций.
Подобное «шараханье» из стороны в сторону обуславливается, на наш взгляд, сменой приоритетов, экономических на социальные и наоборот.
К 70-м годам, благодаря либеральным принципам,
Европа добилась существенных экономических результатов, и встал вопрос о смене приоритетов в области социальной политики.
В эти годы начинает вступать в силу кейнсианская модель общественного развития, более известная под именем концепции «государства всеобщего благоденствия».
Для нее характерны: признание необходимости внедрения в жизни смешанной экономики, сочетание частного сектора с государственным, признание права государства вмешиваться в экономическую и социальную жизнь общества.

В кейсианской модели общественно-политического развития основной упор был сделан на обеспечение социальных потребностей населения.
В результате, приблизительно к середине 80-х годов, наряду с значительными достижениями в области социального обеспечения населения (рост темпов расходов на здравоохранение, социальных пособий, образование и
культу1 1 Как мы уже подчеркивали, утверждения о первичности экономической свободы предпосылает либерализму сомнительный аксиологический оттенок.
Не касаясь мировоззренческих и этических сложностей, которые неизбежно возникают при подобной постановке вопроса, обратим лишь внимание на то, что политическая и социальная свободы теряют в либерализме свой безусловный характер, поскольку становятся непосредственно зависимыми от материально-экономических факторов.
Как нам представляется, обозначенная
посыпка либеральной теории нс подтверждается также историческими реалиями.
Афинская демократия, к которой так любил апеллировать классический либерализм, естественно, не могла основываться на капиталистических отношениях.
Тем
нс мснсс, уровень социальной и политической свободы был здесь беспрецедентно высоким.
То же самое можно сказать и об общественно-политической ситуации раннего Рима и о феномене Новгородской Республики.
Небезынтересным, в этом плане, может оказаться и анализ фашистского режима в Германии и Италии.
В этих странах, напротив, мы встречает бурный рост капиталистических отношений, развитие частного сектора и, одновременно, чрезвычайную несвободу в социальной и политической жизни.
Всё это говорит о том, что отношения между экономикой и политикой, между свободой экономической и социально-политической складываются
нс столь механистично, как это представляет себе либеральная теория.
[стр. 54]

пункту коммунистической доктрине.
С другой стороны, личная собственность может рассматриваться в либеральном духе, в качестве предпосылки правовой и политической свободы человека.
Подытоживая свои рассуждения, Ьолаффи даже вводит в оборот весьма показательный фразеологизм еврокоммунистическая либерализация социализма .
Помимо сказанного, «еврокоммунизм» выдвинул весьма плодотворную, на наш взгляд, идею о возможности социально-политического реформирования общества с одновременным сохранением собственно экономической системы либерального типа.
Иными словами, у «еврокоммунистов», впрочем, как и у множества ученых социал-демократической направленности, просматривается тенденция к ограничению либерализма сферой экономики.
Либерализм, естественно, сопротивляется подобным тенденциям, поскольку сужение либеральной теории до экономических рамок означает крушение либерализма как универсальной социально-политической доктрины, как системы ценностей и как идеологии.
Поэтому либерализм настаивает на тесной связи между экономическими и социальнополитическими процессами, причем таким образом, что первые детерминируют последние.
Либерализм пытается сохранить свой основной «классический» принцип, согласно которому только экономическая свобода может быть источником и гарантом свободы политической, социальной, нравственной, духовной.
Отсюда следует вывод либеральных мыслителей: высшей степени политической свободы общество может достичь только при
капитализме64 65.
1971.
8.
52; Бернштейн Э.
Предпосылки социализма и задачи социалдемократии.
Одесса, 1901.
С.
22.
64 Во1аГП А.
ЫЬега1 ипс! зогзайзПсЬе Е1етеп(е 1т Еигокоттитлзтия.
1п: ЫЬегаПзтиз ипб 8о21аП5тиз.
МагЬиг§, 1989.
8.
109-119.
65 Как мы уже подчеркивали, утверждения о первичности экономической свободы предпосылает либерализму сомнительный аксиологиче

[стр.,55]

В последней трети XX века общественно-политическая практика Западной Европы характеризуется постоянной сменой ориентаций.
Подобное «шараханье» из стороны в сторону обуславливается, на наш взгляд, сменой приоритетов, экономических на социальные и наоборот.
К 70-м годам, благодаря либеральным принципам,
Европы добилась существенных экономических результатов, и встал вопрос о смене приоритетов в области социальной политики.
В эти годы начинает вступать в силу кейнсианская модель общественного развития, более известная под именем концепции «государства всеобщего благоденствия».
Для нее характерны: признание необходимости внедрения в жизни смешанной экономики, сочетание частного сектора с государственным, признание права государства вмешиваться в экономическую и социальную жизнь общества.

И кейсианской модели общественно-политического развития ооновский оттенок.
Не касаясь мировоззренческих и этических сложностей, которые неизбежно возникают при подобной постановке вопроса, обратим лишь внимание на то, что политическая и социальная свободы теряют в либерализме свой безусловный характер, поскольку становятся непосредственно зависимыми от материально-экономических факторов.
Как нам представляется, обозначенная
посылка либеральной теории не подтверждается также историческими реалиями.
Афинская демократия, к которой так любил апеллировать классический либерализм, естественно, не могла основываться на капиталистических отношения.
Тем
не менее, уровень социальной и политической свободы был здесь беспрецедентно высоким.
То же самое можно сказать и об общественно-политической ситуации раннего Рима и о феномене Новгородской Республики.
Небезынтересным, в этом плане, может оказаться и анализ фашистского режима в Германии и Италии.
В этих странах, напротив, мы встречает бурный рост капиталистических отношений, развитие частного сектора и, одновременно, чрезвычайную несвободу в социальной и политической жизни.
Всё это говорит о том, что отношения между экономикой и политикой, между свободой экономической и социально-политической складываются
не столь механистично, как это представляет себе либеральная теория.


[стр.,56]

ной упор был сделан на обеспечение социальных потребностей населения.
В результате, приблизительно к середине 80-х годов, наряду с значительными достижениями в области социального обеспечения населения (рост темпов расходов на здравоохранение, социальных пособий, образование и
культуру, социальное строительство) в Европе наблюдается общий спад экономики, рост государственного долга.
На фоне этого возрождается ностальгия по «классическому либерализму», критика социалистических доктрин, нарастает убежденность в том, что концепция «государства всеобщего благоденствия» не оправдала себя66.
Многие государства Западной Европы вновь «переориентируют» себя, и от политики прямого государственного вмешательства и государственного предпринимательства переходят к политике ослабления государственного контроля в экономической сфере.
За счет существенных сокращений расходов на социальное обеспечение, «урезая» завоевания трудящихся, практикуя тактику децентрализации, государства Западной Европы вновь достигают экономической стабильности и сокращения государственного долга.
Вновь мы наблюдаем крен в сторону либерализма, новый виток либерального Ренессанса.
В 1992 году на выборах в США побеждает демократическая партия, близка по взглядам к либералам.
Президент Франции Миттеран меняет политический курс, выступая за децентрализованную экономику.
Приблизительно в эго же время, в Великобритании к власти приходят лейбористы.
Добиваются своего представительства в законодательных органах либеральные партии в Дании, Исландии, Швейцарии, Финляндии, Италии, Бразилии, Германии.
В пределах Бенилюкса также 66 См.: Патап М., Ье ПЬегайзте сопатрогат.
Рапз, 1988.
56

[Back]