117 повысят его ценности как личности. Повышение ценности личности достигается на иных путях, на путях нравственного совершенствования и духовного роста. Подобная логика не только преодолевает монетаризацию и экономизацию1 сознания, но и находит множество точек соприкосновения с национальными культурными ценностями России, среди которых не последнее место занимает идея духовного и нравственного совершенствования. Для Франка, как и для большинства русских религиозных философов, равенство людей обуславливается их единой духовной основой. Эти основы выше сословных, классовых, экономических и национальных интересов. Равные в Духе, люди приобретают равенство и в общественно-политической жизни. Все они, как духовные существа, имеют равные права на осуществление, в том числе, и политической воли. По этой и только по этой причине политическая власть может принадлежать всем людям без исключения. Такая цепь рассуждений приводит Франка к идее подлинной демократии, минуя теоретические предпосылки либерального толка. Необходимо также добавить, что реальным двигателем социального, экономического и политического прогресса, для русского мыслителя, является не идея собственности, а национальная культура, комплекс религиозных, нравственных, эстетических и прочих идей, отражающих самобытную ментальность нации. *** *** *** На основе проведенного анализа мы можем сделать некоторое промежуточные выводы. 1. Наиболее адекватным и полным является комплексное определение предпринимательства: это активная систематическая Самостоятельная и ответственная инновационная деятельность по управлению капиталом, направленная на извлечение прибыли, осуществляемая на условиях риска и неопределенно |
жег достичь социальных и политических преимуществ. Иными словами, либеральное равенство представляет собой (декларировано) равные для всех условия достижения экономического и политического неравенства. Русская политическая мысль, зачастую, была более радикальной: для нее равенство людей обуславливалось прежде всего причастием человека к духовности. Люди прежде всего и с самого начала равны не в экономической свободе, а в свободе духовной, «в Духе». Эта свобода первична и нс выводима пи из экономических, ни из общественно-политических факторов. И именно эта духовность дает человеку право на свободное и равное участие в общественно-политической жизни. Личность может добиться экономических и социальных привилегий, но все эти привилегии не повысят его ценности как личности. Повышение ценности личности достигается на иных путях, на путях нравственного совершенствования и духовного роста. Подобная логика не только преодолевает монетаризацию и экономизацию сознания, но и находит множество точек соприкосновения с национальными культурными ценностями России, среди которых не последнее место занимает идея духовного и нравственного совершенствования. Для Франка, как и для большинства русских религиозных философов, равенство людей обуславливается их единой духовной основой. Эти основы выше сословных, классовых, экономических и национальных интересов. Равные в Духе, люди приобретают равенство и в общественнополитической жизни. Все они, как духовные существа, имеют равные нрава на осуществление, в том числе, и политической воли. По этой и только по этой причине политическая власть может принадлежать всем людям без исключения. Такая цепь рассуждений приводит Франка к идее подлинной демократии, минуя теоретические предпосылки либерального толка. Необходимо также добавить, что реальным двигателем социально64 го, экономического и политического прогресса, для русского мыслителя, является не идея собственности, а национальная культура, комплекс религиозных, нравственных, эстетических и прочих идей, отражающих самобытную ментальность нации. * * * * * * % * * Развитие культуры Нового времени близится к своему логическому завершению. Идеи, тенденции, процессы, получившие своё обоснование в XVI XVIII веках, когда происходила наиболее активная выработка Новым временем своих ведущих доминант, подошли или подходят к закономерному финалу, выработав свой жизненный ресурс. Состояние современных социальных, экономических, политических и культурных процессов можно охарактеризовать как застойное при отсутствии какихлибо инновационных решений нарастающих проблем и конфликтов, приобретающих глобальный характер. Сильные мира сего тасуют одну и ту же, чрезвычайно замусоленную колоду карт, пытаясь отыскать новое оригинальное сочетание, иначе г оворя, найти заветные «три карты», как у Пушкина. Три карты, которые разом разрубят гордиев узел усиливающегося экономического кризиса, разрастающихся межэтнических конфликтов. решат проблемы безработицы, остановят приближение экологической катастрофы, старения населения развитых стран и демографический бум развивающихся и т.д. Другой стороной проблемы является состояние духовной и идеологической аморфности, в котором пребывает сознание современного человека. Отсутствие перспектив развития цивилизации лишает человека значимости своего общественного бытия. В этой связи наибольшую важность приобретает личностное существование, становящееся основополагающей ценностью, что приводит в итоге к резкому |