Проверяемый текст
Кортунов Вадим Вадимович. Рациональное и иррациональное в эволюции культурно-исторических типов мировоззрения (Диссертация 1999)
[стр. 51]

51 эмпирически-случайные свойства, за то, что не составляет его духовного существа (за силу, за красоту, за богатство), в сущности говоря, уважает не себя: его духовное самочувствие зависит от того, что, может быть, и принадлежит ему, но что не есть он сам...»1.
При такой психологической установке возможность заявить о себе
реализуется на пути репродуктивного или деструктивного самовыражения.
Масштабные деструктивные акции всегда получают широкий общественный резонанс и надолго остаются в хронике истории.
Действия всем известных Герострата, Юровского, Джека-потрошителя обусловлены именно этим маниакальным стремлением к социальной значимости.
Нам известны примеры множества современных политиков и государственных деятелей, деятельность которых продиктована отнюдь не
болыо за отечество, но стремлением к самоутверждению.
Иной путь к самоутверждению и попытке получения общественного признания (не требующий продуктивных действий) заключен в формировании экономической исключительности.
Именно экономическая исключительность должна компенсировать отсутствие духовных ресурсов и создать имидж социально признанной ценности.
Если иметь в виду все сказанное выше о деньгах как силе возможностей и о субъективном отождествлении возможностей денег с возможностями личности, психологические основания стремления к экономической исключительности становятся более ясными.
Возможная экономическая исключительность переживается как исключительность вообще, а общественное признание покупной и меновой способности денег смешивается с продуктивной силой личности.
Для обывателя зачастую не существует разницы между созиданием и покупкой.
Внешне, результат как бы неразличим: и в том и в ином случае мы наблюдаем факт приращения бытия, факт изменения, обогащения» реальности.
Какая разница, создать нечто новое или же купить это? Какая
разница, что именно лежит в основе конструктивного формирования экзистенции: способ1 Ильин И.А.
О сущности правосознания.
М., 1993.
С.
160.
[стр. 255]

255 тельствуют о признании обратного недостаточности и зависимости моего Я от внешних факторов.
Ощущение исчерпанности духовных ресурсов порождает скрытый комплекс неполноценности.
Личность не хочет мириться с признанием своей бесполезности и потому, вместо того, чтобы наращивать свой духовный потенциал, стремится оправдать свою экзистенцию своими же собственными силами, она ищет свое оправдание со стороны общественного авторитета.
Именно общественный авторитет должен доказать мне мою полноценность.
По мнению Й.Ильина «человек, уважающий себя лишь потому и лишь постольку, поскольку его уважают другие, в сущности говоря, не уважает себя: его духовное самочувствие зависит от чужих вторичных впечатлений, т.е.
от чужой неосведомленности и некомпетентности; на самом же деле его снедает чувство собственной малоценности, тщеславие и жажда внешнего успеха; и если этот успех и популярность изменяют ему, то он перестает чувствовать свое духовное достоинство и личность его утрачивает свою форму.
Подобно этому, человек, уважающий себя лишь за свои мнимые, или часто внешние, или же эмпирическислучайные свойства, за то, что не составляет его духовного существа (за силу, за красоту, за богатство), в сущности говоря, уважает не себя: его духовное самочувствие зависит от того, что, может быть, и принадлежит ему, но что не есть он сам...»1.
При такой психологической установке возможность заявить о себе
1 Ильин И.А.
О сущности правосознания.
М., 1993.
С.160.



[стр.,256]

256 реализуется на пути репродуктивного или деструктивного самовыражения.
Масштабные деструктивные акции всегда получают широкий общественный резонанс и надолго остаются в хронике истории.
Действия всем известных Герострата, Юровского, Джекапотрошителя обусловлены именно этим маниакальным стремлением к социальной значимости.
Нам известны примеры множества современных политиков и государственных деятелей, деятельность которых продиктована отнюдь не
болью за отечество, но стремлением к самоутверждению.
Иной путь к самоутверждению и попытке получения общественного признания (не требующий продуктивных действий) заключен в формировании экономической исключительности.
Именно экономическая исключительность должна компенсировать отсутствие духовных ресурсов и создать имидж социально признанной ценности.
Если иметь в виду все сказанное выше о деньгах как силе возможностей и о субъективном отождествлении возможностей денег с возможностями личности, психологические основания стремления к экономической исключительности становятся более ясными.
Возможная экономическая исключительность переживается как исключительность вообще, а общественное признание покупной и меновой способности денег смешивается с продуктивной силой личности.
Для обывателя зачастую не существует разницы между созиданием и покупкой.
Внешне, результат как бы неразличим: и в том и в ином случае мы наблюдаем факт приращения бытия, факт изменения, обогащения реальности.
Какая разница, создать нечто новое или же купить это? Какая

[Back]