Проверяемый текст
Кортунов Вадим Вадимович. Рациональное и иррациональное в эволюции культурно-исторических типов мировоззрения (Диссертация 1999)
[стр. 54]

54 нием «электронных» денег, совершенствованием различных форм бухгалтерии, деньги вообще потеряли какую-либо конкретность, превратившись как вещь в чистую условность.
Человек или банк могут быть, обладателями миллиардных сумм, не имея в наличии ни одной купюры.

Практика кредитов, овердрафтов, дебетовых сальдо показывает, что деньги выразимы и в отрицательных величинах.
В современном мире деньги сами становятся товаром и предметом спекуляции, теряя, казалось бы, единственное свое конкретное качество быть постоянной величиной.
Иными словами, деньги суть абсолютная идеальность в том смысле, что их смысл и сущность не
зависят от формы их материального воплощения.
Купюра, банковский чек, монета, строчка в финансовой бухгалтерии не есть деньги; все это условная предметная форма денег, принятая в социуме как некоторое допущение для удобства взаиморасчетов.
Причем эта форма столь условна, что в качестве таковой могут использоваться объекты весьма, казалось бы, далекие от экономической практики, как-то галлоны с нефтью, недвижимость, водка, оружие или гашиш.
Все это символы, знаки денег.
Пытаться отыскать в них собственно деньги, сущность денег, идею денег все равно, что искать прекрасное или совершенное в художественных полотнах путем их химического анализа.
Деньги есть идея о меновой, покупной характеристике предметно-эм
I шрического бытия.
Одна из основных ошибок советской власти в борьбе с монетаризмом заключалась в том, что денежные отношения были поняты исключительно как отношения экономические, зиждущиеся в общественном бытии человека.
Эта ошибка объясняется, во-первых, самой принципиальной ориентацией марксистской идеологии на первичность общественного бытия по отношению к общественному сознанию.
Но, во-вторых, что более существенно,
марксистсколенинская философия не увидела коренного различия между деньгами как вещью, предметом и деньгами как идеей, представлением.
В итоге, действия по искусственной парализации денежной, финансовой системы и упразднению
[стр. 259]

259 Одно из самых замечательных и труднообъяснимых свойств духа заключено в способности к идеализации и одухотворению объектов материального мира.
Именно благодаря этому свойству духа, граница между ним и материей, между «высоким» и «низким» становится прозрачной.
Способность к всеобъемлющему одухотворению бытия раздвигает границы человеческого существования, наполняет жизнь высоким смыслом, дарует человеку подлинную свободу.
Вне способности к одухотворению мир теряет смысловые контуры, превращаясь в нагромождение физических объектов, а человек деградирует до статуса «высшей ступени эволюции животного мира».
Вне способности к одухотворению человеческая жизнь может быть понята только в качестве набора различного рода физиологических актов.
В этом плане деньги являются тем элементом реальности, одухотворение и идеализация которого связана с особыми сложностями и противоречиями.
Онтологически, деньги даже не могут быть объектом бытия; как объект они лишены всякой сущности.
Навряд ли в мире вещей мы сможем найти нечто более символичное, номинальное, условное, чем деньги.
Будь то кусок металла или крашеная бумажка, но деньги никогда не тождественны себе, они не есть нечто.
Современные формы расчетов еще раз подтверждают эту мысль.
С возникновением «электронных» денег, совершенствованием различных форм бухгалтерии, деньги вообще потеряли какую-либо конкретность, превратившись как вещь в чистую условность.
Человек или банк могут быть обладателями миллиардных сумм, не имея в наличии ни одной купю


[стр.,260]

260 ры.
Практика кредитов, овердрафтов, дебетовых сальдо показывает, что деньги выразимы и в отрицательных величинах.
В современном мире деньги сами становятся товаром и предметом спекуляции, теряя, казалось бы, единственное свое конкретное качество быть постоянной величиной.
Иными словами, деньги суть абсолютная идеальность в том смысле, что их смысл и сущность не
зависит от формы их материального воплощения.
Купюра, банковский чек, монета, строчка в финансовой бухгалтерии не есть деньги; все это условная предметная форма денег, принятая в социуме как некоторое допущение для удобства взаиморасчетов.
Причем, эта форма столь условна, что в качестве таковой могут использоваться объекты весьма, казалось бы, далекие от экономической практики, как-то галлоны с нефтью, недвижимость, водка, оружие или гашиш.
Все это символы, знаки денег.
Пытаться отыскать в них собственно деньги, сущность денег, идею денег все равно, что искать прекрасное или совершенное в художественных полотнах путем их химического анализа.
Деньги есть идея о меновой, покупной характеристике предметно-эмпирического
бытия.
Одна из основных ошибок советской власти в борьбе с монетаризмом заключалась в том, что денежные отношения были поняты исключительно как отношения экономические, зиждущиеся в общественном бытии человека.
Эта ошибка объясняется, во-первых, самой принципиальной ориентацией марксистской идеологии на первичность общественного бытия по отношению к общественному сознанию.
Но, во-вторых, что более существенно,


[стр.,261]

261 марксистско-ленинская философия не увидела коренного различия между деньгами как вещью, предметом и деньгами как идеей, представлением.
В итоге, действия по искусственной парализации денежной, финансовой системы и упразднению
экономических стимулов не только не отодвинули идею денег на второй план, но, напротив, снабдили ее еще более утонченными формами социального воплощения.
Убежденность в том, что сущность и смысл денег находятся в реальной денежной массе привела к тому, что борьба с монетаризмом трансформировалась в борьбу с денежными купюрами.
В то время как денежные потоки находились под жестким контролем государства, советский народ научился прекрасно обходиться без наличности.
Денежные отношения приобрели форму бартера, прямого обмена услугами; символичность и условность денег как «вещи» стали совершенно очевидными, когда стремление к накоплению капитала переродилось в стремление к накоплению «связей» и «привилегий».
Предметно-эмпирическое бытие, как и всюду, имело свою покупательную цену и могло быть представлено в виде товара; а отсутствие у основной массы населения денежного капитала лишь привело к изменению традиционных форм взаиморасчетов.
Вместе с тем, деньги, как ни что другое, способствуют «объективации» мира.
Они всегда представляют некоторую предметность, причем эта предметность выступает в своем абсолютном выражении в форме товара.
Идея денег заключена в том, чтобы представить элементы предметно-эмпирического бытия с точки зрения их покупной (меновой) характеристики.
Идея денег

[Back]