Проверяемый текст
Кортунов Вадим Вадимович. Рациональное и иррациональное в эволюции культурно-исторических типов мировоззрения (Диссертация 1999)
[стр. 59]

59 критерий эстетический, духовный.
Незаинтересованный в прагматическом результате характер игры отличает ее от ремесленной деятельности и роднит с творчеством.
Игра, как и искусство, имеет смысл и цель внутри себя самой.
Игра существует, в первую очередь, ради самой игры.
Даже в играх, связанных с азартом, приз или выигрыш имеют второстепенное, символическое значение.
Игра ради денег вырождается в ремесло, в «обыденность».
«Вознаграждение полностью лежит вне игровой сферы: оно означает справедливое материальное возмещение, оплату за оказанную услугу либо выполненную работу.
Ради
вознаграждения не играют, ради него трудятся»1.
И, в противоположность азартному настрою игрока, «чистое стяжательство не рискует и не играет»1 2.
Возьму на себя смелость заметить, что даже игра на деньги, даже игра в казино вершится, главным образом, ради самой игры и лишь во вторую очередь ради выигрыша, который всегда находится в подчиненном положении.
Каждый из игроков прекрасно осознает, что в любом случае игра за зеленым сукном может принести доход только владельцам казино.
Для игрока в рулетку эта игра есть ни что иное, как выход из «обыденной» реальности в реальность условную.
Это касается всех, кроме крупье: для него присутствие во время церемонии не игра, а профессия, ремесло, обыденность.
Крупье не играет, он работает.
В игре выигрыш, деньги стимул для игры.
Для финансовой, предпринимательской деятельности, напротив, сама деятельность есть стимул для получения прибыли.
В азартной игре деньги существуют ради
шры; в предпринимательстве же само предпринимательство существует ради денег.
Еще раз подчеркнем, что для нас игра не есть антитеза серьезному действию (как справедливо считает Хейзинга, подобное противопоставление весьма сомнительно и опровергается опытом повседневных наблюдений); для нас игра противопоставляется как действие условное безусловному характеру ремесла.
Это особенно важно, если данное противопоставление мы делаем в контексте денег и
де1 Там же, С.66 2 Там же, С.67
[стр. 266]

266 восторг; тем самым квалификация «как будто» на время полностью снимается»1.
Характеризуя таким образом свойства игры, Хейзинга поднимает сложный метафизический вопрос о соотношении условной и безусловной реальности, о той зыбкой грани, которая разделяет “объективное” существование человека и иммапшативную реальность.
Однако, по мнению Хейзинги, реальность игры ограничивается пространственно-временными рамками, что всегда обуславливает «возвращение» человека в «обыденность».
Далее Хейзинга делает весьма существенный для нас вывод: «Все исследования подчеркивают незаинтересованный характер игры.
Не будучи «обыденной» жизнью, она лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей»1 2.
Таким образом, главным критерием игры становится критерий эстетический, духовный.
Незаинтересованный в прагматическом результате характер игры отличает ее от ремесленной деятельности и роднит с творчеством.
Игра, как и искусство, имеет смысл и цель внутри себя самой.
Игра существует, в первую очередь, ради самой игры.
Даже в играх, связанных с азартом, приз или выигрыш имеют второстепенное, символическое значение.
Игра ради денег вырождается в ремесло, в «обыденность».
«Вознаграждение полностью лежит вне игровой сферы: оно означает справедливое материальное возмещение, оплату за оказанную услугу либо выполненную работу.
Ради
вознагражде1 Хейзинга Йохан.
Нолю Ьийепз.
М., 1992, С.
18 2 Там же, С.
19

[стр.,267]

267 ни я не играют, ради него трудятся»1.
И, в противоположность азартному настрою игрока, «чистое стяжательство не рискует и не играет»1 2.
Возьму на себя смелость заметить, что даже игра на деньги, даже игра в казино вершится, главным образом, ради самой игры и лишь во вторую очередь ради выигрыша, который всегда находится в подчиненном положении.
Каждый из игроков прекрасно осознает, что в любом случае игра за зеленым сукном может принести доход только владельцам казино.
Для игрока в рулетку эта игра есть ни что иное, как выход из «обыденной» реальности в реальность условную.
Это касается всех, кроме крупье: для него присутствие во время церемонии не игра, а профессия, ремесло, обыденность.
Крупье не играет, он работает.
В игре выигрыш, деньги стимул для игры.
Для финансовой, предпринимательской деятельности, напротив, сама деятельность есть стимул для получения прибыли.
В азартной игре деньги существуют ради
игры; в предпринимательстве же само предпринимательство существует ради денег.
Еще раз подчеркнем, что для нас игра не есть антитеза серьезному действию (как справедливо считает Хейзинга, подобное противопоставление весьма сомнительно и опровергается опытом повседневных наблюдений); для нас игра противопоставляется как действие условное безусловному характеру ремесла.
Это особенно важно, если данное противопоставление мы делаем в контексте денег и
1 Там же, С.66 2 Там же, С.67

[Back]