Проверяемый текст
Кортунов Вадим Вадимович. Рациональное и иррациональное в эволюции культурно-исторических типов мировоззрения (Диссертация 1999)
[стр. 60]

60 нежных отношений.
Игра в деньги есть незаинтересованное и условное восприятие чистой предметности; ремесленная «денежная» деятельность есть, соответственно, попытка конструирования безусловной предметности.
В игре, которая как бы балансирует на грани вымышленного и обыденного, сочетается способность человека к репродуктивному восприятию (т.е.
восприятию мира таким, каков он есть в реальном, «предметном» виде) и восприятию генеративному (т.е.
восприятию через внутренний мир человека путем преобразования, «субъективации» бытия «с помощью спонтанной активности умственных и эмоциональных сил человека»1).

Как отмечает Э.
Фромм, оба этих восприятия, отношения к миру свойственны нормальному человеку.
Однако, атрофирование любой из этих способностей неизбежно ведет к деформации духовной жизни.
Если человек теряет способность к адекватному восприятию действительности и «зацикливается» на своей собственной воображаемой реальности это уже душевнобольной.
Если же человек теряет способность к обогащению мира, не в состоянии увидеть скрытые от глаз, идеальные основы бытия, он превращается в «реалиста»; его действия обречены на непродуктивность и творческую импотенцию.
«Оба больны.

Болезнь психотика, утратившего реальный контакт с внешним миром, приводит к тому, что его действия становятся социально неадекватными.
Болезнь «реалиста» обедняет
его как человека.

<...> «Реализм», хотя и кажется прямой противоположностью психопатизму, на самом деле дополняет его»1 2.
«Игра в деньги», на мой взгляд, реализует в себе как генеративную, так и репродуктивную способность интеллекта человека, позволяя ему, с одной стороны, осуществлять некоторую деятельность в «денежной» сфере, а с другой стороны, осознавать условность и ирреальность этой деятельности.

1 Фромм Э.
Человек для самого себя / Эрих Фромм.
Психоанализ и этика.
М., 1993.
С.79-80.

2 Там же, С.80-81.
[стр. 144]

144 на интеллектуальную деятельность, и его интуитивные способности постепенно атрофируются.
Сегодня, констатирует философ, интуиция человека «походит на почти погасшую лампу, которая вспыхивает время от времени», в то время как не интеллект, а именно она «освещает наше «я», нашу свободу»1.
Кроме того, ограниченность интеллектуального мышления заключена в его «отрывочности», дискретности и репродуктивности1 2.
Процесс интеллектуального действия, который составляет ядро научного познания, представляет собой комбинацию тождественных себе статичных элементов, находящихся друг с другом в отношениях 1 Бергсон А.
Творческая эволюция / Собрание сочинений.
Спб., 1914.
Т.
1, С.
236 2 Своеобразным развитием этой мысли можно считать концепцию Эриха Фромма, который настаивал на необходимости сочетания способности человека к репродуктивному восприятию (т.е.
восприятию мира таким, каков он есть в реальном, «предметном» виде) и восприятию генеративному (т.е.
восприятию через внутренний мир человека путем преобразования, «субъективации» бытия «с помощью спонтанной активности умственных и эмоциональных сил человека»).

Оба способа восприятия, отношения к миру свойственны нормальному человеку.
Однако атрофирование любой из этих способностей неизбежно ведет к деформации духовной жизни.
Если человек теряет способность к адекватному восприятию действительности и «зацикливается» на своей собственной воображаемой реальности это уже душевнобольной.
Если же человек теряет способность к обогащению мира, не в состоянии увидеть скрытые от глаз, идеальные основы бытия, он превращается в «реалиста»; его действия обречены на непродуктивность и творческую импотенцию.
«Оба больны,
пишет Фромм, Болезнь психотика, утратившего реальный контакт с внешним миром, приводит к тому, что его действия становятся социально неадекватными.
Болезнь «реалиста» обедняет


[стр.,268]

268 денежных отношений.
Игра в деньги есть незаинтересованное и условное восприятие чистой предметности; ремесленная «денежная» деятельность есть, соответственно, попытка конструирования безусловной предметности.
В игре, которая как бы балансирует на грани вымышленного и обыденного, сочетается способность человека к репродуктивному восприятию (т.е.
восприятию мира таким, каков он есть в реальном, «предметном» виде) и восприятию генеративному (т.е.
восприятию через внутренний мир человека путем преобразования, «субъективации» бытия «с помощью спонтанной активности умственных и эмоциональных сил человека»1).
Как отмечает Э.
Фромм, оба этих восприятия, отношения к миру свойственны нормальному человеку.
Однако, атрофирование любой из этих способностей неизбежно ведет к деформации духовной жизни.
Если человек теряет способность к адекватному восприятию действительности и «зацикливается» на своей собственной воображаемой реальности это уже душевнобольной.
Если же человек теряет способность к обогащению мира, не в состоянии увидеть скрытые от глаз, идеальные основы бытия, он превращается в «реалиста»; его действия обречены на непродуктивность и творческую импотенцию.
«Оба больны.
Болезнь психотика, утратившего реальный контакт с внешним миром, приводит к тому, что его действия становятся социально неадекватными.
Болезнь «реалиста» обедняет его как человека.
(...)
«Реализм», хотя 1 Фромм Э.
Человек для самого себя / Эрих Фромм.
Психоанализ и этика.
М., 1993.
С.79-80.


[стр.,269]

269 и кажется прямой противоположностью психопатизму, на самом деле дополняет его»1.
«Игра в деньги», на мой взгляд, реализует в себе как генеративную, так и репродуктивную способность интеллекта человека, позволяя ему, с одной стороны, осуществлять некоторую деятельность в «денежной» сфере, а с другой стороны, осознавать условность и ирреальность этой деятельности.

Если мы принимаем тезис о деньгах как чистой предметности, то становится ясным деструктивный смысл коммерциализации вообще.
С этой точки зрения коммерциализация представляет собой процесс сведения бесконечных характеристик бытия к количественно-предметным или, другими словами, процесс «снятия» духовных наслоений.
Таким образом, коммерциализация становится в прямую оппозицию духовности, а цивилизация, построенная на основах коммерции, знаменует собой отрицание культуры.
В культуре происходит попытка реализации творческих, конструктивных сил духа; в цивилизации же выражается стремление человечества реализовать свою утилитарнобиологическую потребность.
Однако, если утилитарнобиологическая реализация человечества имеет своей целью лишь сенсорно-перцептивные реакции, то для духовной реализации конечной целью является стимулирование трансцендентальных, творческих потенций человека.
Цель культуры одухотворение, «приращение» бытия; цель цивилизации опредмечиТам же, С.80-81.1

[Back]