Проверяемый текст
Мамытов Булатбай Мамытович. Философско-мировоззренческие основания либеральной системы ценностей (Диссертация 2003)
[стр. 69]

69 диционных культурных ценностей нередко агрессивно воспринимаются, антироссийской политологической беллетристикой как «архаичный тип отношения к власти и ситуации»'.
В итоге, к примеру, мощная
российская евразийская традиция с глубоким философским и культурологическим анализом глобальных международных политических процессов в аспекте геополитического и культурно-исторического исследования основ восточного и западного миропонимания зачастую воспринимается евроцентристской политологией резко отрицательно и тенденциозно.
Исследуя феномен «евразийства» изнутри западноевропейской цивилизации, ученые, не в состоянии дистанцироваться от собственной культурнополитической среды и, одновременно, не стремясь преодолеть аберрационные воздействия, обрекают себя на тенденциозные и поверхностные выводы.
Так, в одной работе мы читаем: «...Западная Европа была колыбелью политической свободы и признания достоинства человека.
Восторг
по поводу азиатских компонентов России означает в конечном счете принятие азиатского деспотизма и азиатского пренебрежения к человеку»2.
Как видно из приведенного цитируемого фрагмента, идеализация западноевропейской политической культуры сопряжена с непониманием Востока, с игнорированием исторических реалий политической и духовно-культурной жизни.
Историкам и культурологом хорошо известно, что европейская «колыбель политической свободы» формировалась на фоне кровавых революционных бурь, жестокой и губительной капитализации общественных отношений и монетаризации общественного сознания.
Да и сам деспотизм навряд ли имеет ярко выраженную географическую или культурную родину: достаточно вспомнить, что различные коммунистические и национал-социалистические доктрины в первую очередь были теоретически осмыслены и массово поддержаны именно в Европе.
С другой стороны, миф о
1 Богатуров А.Д.
Модели поведения на фоне реформ // Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения.
М., 1998.
С.
7
2 Игнатов А.
“Евразийство” и поиск новой русской культурной
идентичности // Вопросы философии.
1995, № 6.
С.
54
[стр. 89]

русской политической мысли был характерен необычайно широкий, всесторонний анализ общественных процессов в их взаимосвязи со всеми сторонами духовной культуры нации, то для западной политологии XX века характерен позитивистский, сугубо утилитарный, прагматический подход к социально-политической жизни.
По этой причине политическая наука в дореволюционной России нередко вызревала в недрах философской, религиозной и исторической мысли (Вл.
Соловьев, И.
Карамзин, С.
Булгаков, Н.
Бердяев, И.
Ильин, Г.
Флоровский, Н.
Трубецкой, Л.
Карсавин, П.
Сорокин и т.д.), в то время как в Европе позитивистская волна превратила политологию в узко прикладную, описательную дисциплину.
Дух позитивизма и утилитаризма в западноевропейской политической науке был безоговорочно принят рядом апологетов либерализма и западноцентризма.
Традиционная для евразийской интеллектуальной мысли связь между политическими процессами и ценностными, мировоззренческими, нравственными установками общества оказалась проигнорированной.
Попытки рассмотрения политических процессов современной Евразии в контексте ее традиционных культурных ценностей нередко агрессивно воспринимается прозападными беллезристами как «арха97 ичныи тип отношения к власти и ситуации» .
В итоге, к примеру, мощная
евразийская традиция с глубоким философским и культурологическим анализом глобальных международных политических процессов в аспекте геополитического и культурноисторического исследования основ восточного и западного миропонимания зачастую воспринимается евпроцентристской политологией резко 96 97 96 См.
например: Нойпез 5.
\\йза1 Киз$1а ТеасЬея из Ыои^ // ТИе Атепсап РгозресЕ 1997.
№ 5.
.1и1у-Аи&из1 97 Богатуров А.Д.
Модели поведения на фоне реформ // ЗападРоссия: культурная традиция и модели поведения.
М., 1998.
С.
7
89

[стр.,90]

отрицательно и тенденциозно.
Исследуя феномен «евразийства» изнутри западноевропейской цивилизации, ученые, не в состоянии дистанцироваться от собственной культурно-политической среды и, одновременно, не стремясь преодолеть аберрационные воздействия, обрекают себя на тенденциозные и поверхностные выводы.
Так, в одной работе мы читаем: «...Западная Европа была колыбелью политической свободы и признания достоинства человека.
Восторг
но поводу азиатских компонентов России означает в конечном счете принятие азиатского деспотизма и азиатского АО пренебрежения к человеку» .
Как видно из приведенного цитируемого фрагмента, идеализация западноевропейской политической культуры сопряжена с непониманием Востока, с игнорирование исторических реалий политической и духовно-культурной жизни.
Историкам и культурологом хорошо известно, что европейская «колыбель политической свободы» формировалась на фоне кровавых революционных бурь, жестокой и губительной капитализации общественных отношений и монетаризации общественного сознания.
Да и сам деспотизм навряд ли имеет ярко выраженную географическую или культурную родину: достаточно вспомнить, что различные коммунистические и национал-социалистические доктрины в первую очередь были теоретически осмыслены и массово поддержаны именно в Европе.
С другой стороны, миф об
«азиатском пренебрежении к человеку» демонстрирует непонимание антииндивидуал истического характера восточных культур, великих пантеистических и органистических завоеваний восточно-азиатского способа мироотношения, его подлинно космологического и экологического пафоса.
С другой стороны, принятие западноевропейской, американизированной системы ценностей должно было помочь Евразии в деле построе% Игнатов А.
“Евразийство” и поиск новой русской культурной
90

[Back]