Проверяемый текст
Мамытов Булатбай Мамытович. Философско-мировоззренческие основания либеральной системы ценностей (Диссертация 2003)
[стр. 73]

73 Результатом подобной «антитеоритизации» явилась расплывчатость, аморфность самого понятия «либерализм».
Зачастую этот термин отождествляется с «демократией» вообще; либеральная система ценностей наполняется пёстрым, порою противоречивым содержанием.
В своих стремлениях
не допустить догматического, «затеоретизированного» толкования основных либеральных принципов, западноевропейские ученые доходят до абсурда, лишая это понятие какого-либо определенного содержания.
Понятие либерализма весьма расплывчато, если не сказать аморфно.
Сколько концепций, столько и смыслов, вкладываемых в это слово.
При этом, практическая реализация либеральной теории красноречиво демонстрирует нам необыкновенное многообразие различных политических систем, экономических программ и правовых отношений.
Неопределенность этого термина объясняется также и тем, что политическая наука вырабатывала свой взгляд на процесс либерализации на протяжении нескольких веков и, следовательно, либеральная теория постоянно претерпевала эволюционные изменения.
Размытость либеральной традиции позволяет некоторым исследователям делать вывод о том, что либерализм представляет собой набор достаточно разнородных идей, не объединенных между собой в жесткую
систему1.
Тем не менее, несмотря на разнородность и даже противоречивость взглядов на либерализм, можно попытаться вычленить некоторые генеральные принципы, которые в той или иной степени прослеживаются во всех модификациях либеральной теории и практики, на протяжении всей его исторической эволюции.
Во-первых, либерализм не мыслим вне безусловного примата личного интереса, понятого в качестве свободы рационального выбора индивидуума.
Во-вторых, либеральные отношения с необходимостью предполагают конкуренцию (прежде всего экономическую), вне которой,
по мнению апологетов 1 См.
напр.: Кара-Мурза С.
Трагические ошибки честных демократов, или Почему обречена либеральная реформа в России //
А1та та!сг.
Вестник высшей школы.
М., 1992, № 7-9.
С.
62-75;
Капслюшников Р.
Российский либерализм: быть или не быть? // Либерализм в России.-М., 1993.-С.
7-20
[стр. 70]

доверие к рационалистической методологии и, оправдывая преимущества либеральной системы ценностей, вынужден апеллировать к «естественному закону», находящемуся за пределами человеческого разума.
Однако, даже при остро критическом отношении к либерализму, ученые вынуждены подчеркивать, что либеральная теория оказалась на сегодняшний момент самой живучей81.
И, более того, наблюдаемый сегодня кризис либеральной системы ценностей должен, по их убеждению, нас ориентировать не на преодоление либерализма, а, напротив, на его совершенствование, возможно, даже путём возвращения к его «классическим» формам.
Многочисленные конференции и симпозиумы, посвященные обсуждению либеральной системы ценностей, отличаются сугубо прикладной ориентацией.
Более того, лейтмотивом звучит призыв к ограничению влияния либеральной теории на практику совершенствования социальнополитических отношений.
Результатом подобной «антитеоритизации» явилось расплывчатость, аморфность самого понятия «либерализм».
Зачастую этот термин отождествляется с «демократ ией» вообще; либеральная система ценностей наполняется пёстрым, порою противоречивым содержанием.
В своих стремлениях
нс допустить догматического, «затеоретизированного» толкования основных либеральных принципов, западноевропейские ученые доходят до абсурда, лишая это понятия какого-либо определенного содержания.
Понятие либерализма весьма расплывчато, если не сказать аморфно.
Сколько концепций, столько и смыслов, вкладываемых в это слово.

Ф.
Аквинский, Р.
Декарт, Жан-Жак Руссо отрицающие либеральный индивидуализм.
70

[стр.,71]

слово.
При этом, практическая реализация либеральной теории красноречиво демонстрирует нам необыкновенное многообразие различных политических систем, экономических программ и правовых отношений.
Неопределенность этого термина объясняется также и тем, что политическая наука вырабатывала свой взгляд на процесс либерализации на протяжении нескольких веков и, следовательно, либеральная теория постоянно претерпевала эволюционные изменения.
Размытость либеральной традиции позволяет некоторым исследователям делать вывод о том, что либерализм представляет собой набор достаточно разнородных идей, не объединенных между собой в жесткую
систему82.
Тем не менее, несмотря на разнородность и даже противоречивость взглядов на либерализм, можно попытаться вычленить некоторые генеральные принципы, которые в той или иной степени прослеживаются во всех модификациях либеральной теории и практики, на протяжении всей его исторической эволюции.
Во-первых, либерализм не мыслим вне безусловного примата личного интереса, понятого в качестве свободы рационального выбора индивидуума.
Во-вторых, либеральные отношения с необходимостью предполагают конкуренцию (прежде всего экономическую), вне которой,
но мнению апологетов либерализма, невозможен ни прогресс, ни свобода человека.
В-третьих, либеральные отношения, но всей видимости, могут осуществляться лишь при условии свободы граждан.
Важно подчеркнуть, что практически все либеральные теории прямо 81 81 См., наир.: ОагепбогГК.
ЫЬега!еп ипб бег Се$е11$сЬаЙ5Уег*га§ 1п: $о7лаНзти5 ипб ЫЬегаПзтиз.
МагЬиг^, 1987, 8.
230-243; Усп/аП обег Кепа155епсе без ЫЬегаНзтиз? МйпсНеп, 1987, $.
277-292ОЛ См.
напр.: Кара-Мурза С.
Трагические ошибки честных демократов, или Почему обречена либеральная реформа в России //
А1гпа та1ег.
Вестник высшей школы.
М., 1992, № 7-9.
С.
62-75;
Капелюшников Р.
71

[Back]