Проверяемый текст
Мамытов Булатбай Мамытович. Философско-мировоззренческие основания либеральной системы ценностей (Диссертация 2003)
[стр. 74]

74 либерализма, невозможен ни прогресс, ни свобода человека..
В-третьих, либеральные отношения,
по всей видимости, могут осуществляться*лишь при условии свободы граждан.
Важно подчеркнуть, что практически все либеральные теории прямо
или косвенно утверждают примат экономической свободы, которая, в свою очередь, обеспечивает все прочие виды свобод, включая духовную.
Как полагает большинство политологов, «экономическая свобода <...> представляет собой прозаическое условие осуществления всех других свобод»1.
Вне перечисленных принципов либеральная теория и практика перестают быть собственно «либеральными».
Сегодня из характеристики либерализма выпадает, казалось бы, неотъемлемая его составляющая, выраженная в тезисе «минимального вмешательства государства в жизнь общества».
Этот принцип классической теории либерализма
«Ыззег Гане» казался незыблемым до последнего времени.
Более того, ряд западноевропейских государств идентифицировал свою политическую систему как прямую противоположность тоталитаризму и коммунистической системе, реально функционирующей в странах Восточной Европы и СССР.
Подобная идентификация послужила основой некорректного смешения понятий «либерализм» и «демократия».
В свою очередь, внутри самих стран Восточной Европы и государств, образованных на территории постсоветского пространства, официальная политика и общественное сознание подверглись значительной инверсии.
Основное содержание либеральных преобразований свелось к политике антикоммунизма и ослаблению государственного контроля.
В итоге, классическая концепция государства как «ночного стража» была доведена до крайности, что
не приминуло на практике вызвать ряд деструктивных последствий анархического свойства.
В это!! связи многие западные исследователи призывают к корректировке идей либерализма, касающихся места и функций государства в общественной 1 Фламэн М.
История либерализма и современный либерализм.
М., 1995.
С.
61
[стр. 71]

слово.
При этом, практическая реализация либеральной теории красноречиво демонстрирует нам необыкновенное многообразие различных политических систем, экономических программ и правовых отношений.
Неопределенность этого термина объясняется также и тем, что политическая наука вырабатывала свой взгляд на процесс либерализации на протяжении нескольких веков и, следовательно, либеральная теория постоянно претерпевала эволюционные изменения.
Размытость либеральной традиции позволяет некоторым исследователям делать вывод о том, что либерализм представляет собой набор достаточно разнородных идей, не объединенных между собой в жесткую систему82.
Тем не менее, несмотря на разнородность и даже противоречивость взглядов на либерализм, можно попытаться вычленить некоторые генеральные принципы, которые в той или иной степени прослеживаются во всех модификациях либеральной теории и практики, на протяжении всей его исторической эволюции.
Во-первых, либерализм не мыслим вне безусловного примата личного интереса, понятого в качестве свободы рационального выбора индивидуума.
Во-вторых, либеральные отношения с необходимостью предполагают конкуренцию (прежде всего экономическую), вне которой, но мнению апологетов либерализма, невозможен ни прогресс, ни свобода человека.
В-третьих, либеральные отношения,
но всей видимости, могут осуществляться лишь при условии свободы граждан.
Важно подчеркнуть, что практически все либеральные теории прямо
81 81 См., наир.: ОагепбогГК.
ЫЬега!еп ипб бег Се$е11$сЬаЙ5Уег*га§ 1п: $о7лаНзти5 ипб ЫЬегаПзтиз.
МагЬиг^, 1987, 8.
230-243; Усп/аП обег Кепа155епсе без ЫЬегаНзтиз? МйпсНеп, 1987, $.
277-292ОЛ См.
напр.: Кара-Мурза С.
Трагические ошибки честных демократов, или Почему обречена либеральная реформа в России // А1гпа та1ег.
Вестник высшей школы.
М., 1992, № 7-9.
С.
62-75; Капелюшников Р.
71

[стр.,72]

или косвенно утверждают примат экономической свободы, которая, в свою очередь, обеспечивает все прочие виды свобод, включая духовную.
Как полагает большинство политологов, «экономическая свобода <...> представляет собой прозаическое условие осуществления всех других свобод» .
Вне перечисленных принципов либеральная теория и практика перестают быть собственно «либеральными».
Сегодня из характеристики либерализма выпадает, казалось бы, неотъемлемая его составляющая, выраженная в тезисе «минимального вмешательства государства в жизнь общества».
Этот принцип классической теории либерализма
«1а1$зег Гаде» казался незыблемым до последнего времени.
Более того, ряд западноевропейских государств идентифицировал свою политическую систему как прямую противоположность тоталитаризму и коммунистической системе, реально функционирующей в странах Восточной Европы и СССР.
Подобная идентификация послужила основой некорректного смешения понятий «либерализм» и «демократия».
В свою очередь, внутри самих стран Восточной Европы и государств, образованных на территории постсоветского пространства, официальная политика и общественное сознание подверглись значительной инверсии.
Основное содержание либеральных преобразований свелось к политике антикоммунизма и ослаблению государственного контроля.
В итоге, классическая концепция государства как «ночного стража» была доведена до крайности, что
ни преминуло на практике вызвать ряд деструктивных последствий анархического свойства.
Российский либерализм: быть или не быть? // Либерализм в России.
М., 1993.-С.
7-20о 1 Фламэн М.
История либерализма и современный либерализм.
М., 1995.-С.
61
72

[стр.,73]

В этой связи многие западные исследователи призывают к корректировке идей либерализма, касающихся места и функций государства в общественной жизни.
В лице стран с коммунистическим прошлым, мир столкнулся с феноменом так называемой «нелиберальной демократии».
Как это парадоксально не прозвучит, но некоторые ученые обращают внимание на прямую связь между осуществлением либерально-демократических преобразований и жестким контролем государственной власти над жизнью общества84.
Критика либеральных принципов традиционно звучит из лагеря западноевропейских консерваторов, отстаивающих принцип активного вмешательства государства в жизнь общества, с целью сохранения национальных культурных ценностей.
При этом, отдавая должное консервативному блоку, следует признать, что их аргументация теоретически достаточно хорошо обоснована.
Один из аргументов против устоявшейся либеральной концепции являются два взаимоисключающие принципа, связанные с соотношением свободы личности и утверждением общего, государственного, национального интереса.
Либерализм, как известно, отстаивает безусловный примат свободы индивида (ч то, кстати говоря, привело западноевропейское общество к значительной степени индивидуализации, со всеми вытекающими отсюда эксцессами).
Данный индивидуалистический принцип, в рамках современного либерализма, по мнению консерваторов, сложно состыкуется с гарантиями законности и порядка, сохранением традиционной религии.
Также слышны возгласы и о том, что либерализм представляет собой исторически ограниченное явление общественно-политической жиз84 См.
наир.
Но1те$ $.
УУЬа1 Ки$$1а Теасйез из Мои// ТЬе Атспсап 73

[Back]