Проверяемый текст
Мамытов Булатбай Мамытович. Философско-мировоззренческие основания либеральной системы ценностей (Диссертация 2003)
[стр. 83]

83 Сила религии в силе истины, а не в насилии.
Здесь Локк, оставаясь поборником протестантских идей, настаивает на «либерализации» религиозного мировоззрения, отстаивая право на существование всех религиозных движений, включая языческие.
Весьма показательно, что исключение составляет не только атеизм, поскольку идея отрицания Бога опасна в нравственном смысле, но и католичество.
Католичество, как классическое западноевропейское христианство, не устраивает Локка своим жестким, бескомпромиссным
характером, способным затормозить движение Европы к научному и социально-политическому прогрессу.
Отправной точкой логических построений Локка является тезис о «естественном праве» и «естественной свободе» индивида.
«Естественный закон», по Локку, это закон природы, который выступает для человека как изначальная данность и которому он обязан повиноваться.
Этот закон запрещает уничтожать себе подобного, наносить ущерб жизни другому, его здоровью и
имуществу1.
Он обязывает каждого человека «сохранять остальную часть человечества»; человек не имеет права, «кроме как творя правосудие по отношению к преступнику, ни лишать его жизни, ни посягать на нее, равно как и на
вес то, что способствует сохранению жизни, свободы, здоровья, членов тела или собственпости другого» .
Здесь Локк остается приверженцем общечеловеческих, гуманистических принципов, общих как для либеральной доктрины, так и для иных доктрин демократической направленности.
Но далее, рассуждения Локка вполне оригинальны.
В идее полного равноправия всех членов общества он делает весьма далеко идущие выводы.
Так, если закон нарушен, любой человек имеет право наказать преступника; более того, обиженный, на основании абсолютного равноправия, может сам
высту1 2 1 На наш взгляд, этот тезис, являясь, безусловно, глубоко гуманистическим, нс вполне обоснован с методологической точки зрения.
Все перечисленные принципы «естественного закона», как нам представляется, скорее, являются коренным отличием состояния гражданского общества от «естественного» состояния природы и животного мира.
2 Локк Дж.
Сочинения.
М., 1988.
Т.
3, С.
264-265.
[стр. 24]

выдающихся мыслителей того времени в области политической науки назовем Джона Локка, с именем которого связывают окончательное формирование «классической либеральной доктрины»19.
В самом деле, политические взгляды Локка содержат ряд идей, характерных для всех последующих концепций либерализма.
К ним можно отнести: идею веротерпимости, концепцию общественного договора, принцип разделения властей, апологию индивидуализма, обоснование частной собственности и экономических приоритетов в качестве основных предпосылок демократии и духовной свободы человека.
На анализе и интерпретации этих идей целесообразно остановиться подробнее20.
Что касается проблемы веротерпимости, что она для английского общества того времени стояла необыкновенно актуально.
И, надо сказать, Джон Локк не был первым, кто ее поднял.
В своих рассуждениях он активно использует доводы своих старших современников, прежде всего Мильтона и Р.
Вильямса.
Отвергая популярные в эпоху Средневековья насильственные методы христианизации общества, английский ученый настаивает на принципе свободы совести.
Сила религии в силе истины, а не в насилии.
Здесь Локк, оставаясь поборником протестантских идей, настаивает на «либерализации» религиозного мировоззрения, отстаивая право на существование всех религиозных движений, включая языческие.
Весьма показательно, что исключение составляет не только атеизм, поскольку идея отрицания Бога опасна в нравственном смысле, но и католичество.
Католичество, как классическое западноевропейское христианство, не устраивает Локка своим жестким, бескомпромиссным
характе19 См.: Новгородцев П.И.
История новой философии права.
М., 1990.-С.
161-162.
20 См.
об этом также: Корту нов В.В.
Недовольство либерализмом / в кн.
«Имитация здравого смысла».
М., МОНФ, 2001.
94

[стр.,25]

ром, способным затормозить движение Европы к научному и социальнополитическому прогрессу.
Отправной точкой логических построений Локка является тезис о «естественном праве» и «естественной свободе» индивида.
«Естественный закон», по Локку, это закон природы, который выступает для человека как изначальная данность и которому он обязан повиноваться.
Этот закон запрещает уничтожать себе подобного, наносить ущерб жизни другому, его здоровью и
имуществу21 22 *.
Он обязывает каждого человека «сохранять остальную часть человечества»; человек не имеет права, «кроме как творя правосудие по отношению к преступнику, ни лишать его жизни, ни посягать на нее, равно как и на
всё то, что способствует сохранению жизни, свободы, здоровья, членов тела или собственности другого»".
Здесь Локк остается приверженцем общечеловеческих, гуманистических принципов, общих как для либеральной доктрины, так и для иных доктрин демократической направленности.
Но далее, рассуждения Локка вполне оригинальны.
В идее полного равноправия всех членов общества он делает весьма далеко идущие выводы.
Так, если закон нарушен, любой человек имеет право наказать преступника; более того, обиженный, на основании абсолютного равноправия, может сам
выступить в качестве судьи и исполнителя приговора: «Каждый человек имеет право наказать преступника и быть исполниЛ 1 телем закона природы» .
При этом, что характерно, Локк особо подпер»"Ч « На наш взгляд, это тезис, являясь, безусловно, глубоко гуманистическим, не вполне обоснован с методологической точки зрения.
Все перечисленные принципы «естественного закона», как нам представляется, скорее, являются коренным отличием состояния гражданского общества от «естественного» состояния природы и животного мира.
22 Локк Дж.
Сочинения.
М., 1988.
Т.
3, С.
264-265.

Гам же, С.
266.
25

[Back]