Проверяемый текст
Мамытов Булатбай Мамытович. Философско-мировоззренческие основания либеральной системы ценностей (Диссертация 2003)
[стр. 91]

91 венное мнение совпадает с законом природы, еще не зная о такого рода согласии, то знание этого согласия не доказывает мне того, что я познал раньше, исходя из естественных принципов.
Но, если до того, как стало известно общее мнение людей, я не знаю, что суждение моего ума есть закон природы, то я с полным основанием могу сомневаться, является ли таким законом и мнение остальных, поскольку невозможно привести ни одного основания, заставляющего меня поверить, что все другие от природы обладают тем, в чем мне
отказано»1.
Определяя естественный закон природы в качестве главного механизма регуляции общественных отношений, Дж.
Локк задается вопросом, а что, собственно говоря, вынуждает людей следовать этому закону? Казалось бы, ответ на этот вопрос логически вытекает из всей философии Локка и должен звучать следующим образом: «Выполнение естественного закона обусловлено инстинктом самосохранения и стремлением человека к решению утилитарнопрагматических задач».
Но в таком ответе на поставленный вопрос Локк справедливо усматривает опасность, ведь смешивая нравственные принципы с принципами прагматическими, моральные нормы с утилитарными потребностями, мы можем, в конце концов, прийти к отрицанию каких-либо законов, кроме
одного закона собственной выгоды1 2.
Поэтому, в качестве обоснования необходимости
следования естественного закона, Локк, не находя ничего более убедительного, выдвигает две фундаментальные причины.
Во-первых, как выясняется, естественный закон освящен именем Бога.
Наши действия должны согласовываться с высшим принципом, который мы должны воспринимать как изначальную данность.
Во-вторых, как
эго прозаично нс прозвучит, но испол1 Локк Дж.
Сочинения.
Т.З, С.36 2 В то время, как Локк пытается придать своей либеральной теории нравственный оттенок, многие его последователи уже нс отягощают себя подобными моральными «комплексами».
Известный теоретик либерализма Морис Фламэн откровенно заявляет: «Главная [опора либерализма!
это личный интерес.
Индивидуум может определить, в чем состоит его польза; во всяком случае, он единственный, кто может об этом судить.
В общем и среднем, индивидуум заинтересован и рационален.
А как же иначе? Так уж мы сотворены, что предпочитаем свою личную пользу пользе ближнего» [Фламэн М.
История либерализма и современный либерализм.
М., 1995.
С.
60.].
Ну что ж, по крайней мере, откровенно.
[стр. 34]

шииства, то, возможно, самые отвратительные пороки стали бы для нас нормой общественного поведения.
Локк пишет: «Ведь, если я обнаружу, что мое собственное мнение совпадает с законом природы, еще не зная о такого рода согласии, то знание этого согласия не доказывает мне того, что я познал раньше, исходя из естественных принципов.
Но, если до того, как стало известно общее мнение людей, я не знаю, что суждение моего ума есть закон природы, то я с полным основанием могу сомневаться, является ли таким законом и мнение остальных, поскольку невозможно привести ни одного основания, заставляющего меня поверить, что все другие от природы обладают тем, в чем мне
отказано»™.
Определяя естественный закон природы в качестве главного механизма регуляции общественных отношений, Дж.
Локк задается вопросом, а что, собственно говоря, вынуждает людей следовать этому закону? Казалось бы, ответ на этот вопрос логически вытекает из всей философии Локка и должен звучать следующим образом: «Выполнение естественного закона обусловлено инстинктом самосохранения и стремлением человека к решению утилитарно-прагматических задач».
Но в таком ответе на поставленный вопрос Локк справедливо усматривает опасность, ведь смешивая нравственные принципы с принципами прагматическими, моральные нормы с утилитарными потребностями, мы можем, в конце концов, прийти к отрицанию каких-либо законов, кроме
одною закона собственной выгоды37.
Поэтому, в качестве обоснования необходимости
бирательное право» [Муссолини Б.
Доктрина фашизма / Антология мировой политической мысли в 5-ти тт.
Т.
2, С.
244].
56 Локк Дж.
Сочинения.
Т.З, С.36у» В то время, как Локк пытается придать своей либеральной теории нравственный опенок, многие его последователи уже нс отягощают себя подобными моральными «комплексами».
Известный теоретик либерализма Морис Фламэн откровенно заявляет: «Главная [опора либерализма]


[стр.,35]

следования естественного закона, Локк, не находя ничего более убедительного, выдвигает две фундаментальные причины.
Во-первых, как выясняется, естественный закон освящен именем Бога.
Наши действия должны согласовываться с высшим принципом, который мы должны воспринимать как изначальную данность.
Во-вторых, как
это прозаично не прозвучит, но исполнение законов должно обуславливаться страхом перед наказанием за их неисполнение.
Таким образом, либеральная система общественно-политических отношений Локка подкрепляется возможностью насилия.
В идеале, исполнение естественного закона должно обуславливаться чувством долга, моральной ответственностью гражданина перед обществом и государством.
Но в тех случаях, когда этой ответственности не хватает, государство и общество вправе принудить личность к выполнению этого закона.
Джон Локк недвусмысленно заявляет: «Мы обязаны делать нечто потому, что так хочет тот, под властью которого мы находимся»38.
Как мы видим, механизмы, гарантирующие выполнение законов, в либеральном обществе нс оригинальны и не отличаются от аналог ичных методов принуждения в своей аргументации от обществ социалистической, тоталитарной или фашистской ориентации.
Среди важнейших причин, по которым люди создают государства Локк называет стремление к созданию общезначимых для всех законов, а также создание механизмов, гарантирующих неотъемлемое право частной собственности.
Таким образом, «естественное состояние» преодолеэто личный интерес.
Индивидуум может определить, в чем состоит его польза; во всяком случае, он единственный, кто может об этом судить.
В общем и среднем, индивидуум заинтересован и рационален.
А как же иначе? Так уж мы сотворены, что предпочитаем свою личную пользу пользе ближнего» [Фламэн М.
История либерализма и современный либерализм.
М., 1995.
С.
60.].
Ну что ж, по крайней мере, откровенно.

58 Там же, С.
38.

[Back]