Проверяемый текст
[стр. 198]

198 юридической литературе «внешняя честь» иногда отождествляется с «гражданской честью», исходящей от государства, «которая исчезает в случае уголовного наказания»339.
В то же время достоинство (но не честь) фигурирует в ст.
1 Конституции РФ как абсолютно неотъемлемая и охраняемая
государством ценность.
В Комментарии к Конституции РФ достоинство понимается как «признание за человеком этой ценности независимо от того, что он о себе думает и как его оценивают другие»340.
Таким образом, может возникнуть казус, когда сам человек не обладает чувством собственного достоинства (положительной самооценкой), общество оценивает его негативно, но в то же время государство и общество охраняют его достоинство и заботятся о том, чтобы оно не подверглось умалению, унижению.
Кстати, термин «умаление» встречается только в ч.
1 ст.
21 Конституции РФ и только применительно к достоинству.
В случае толкования чести как общественного мнения о положительных качествах человека, достоинство есть положительное мнение человека о самом себе как отражение его социальной оценки.
Дискредитация человека в общественном мнении и есть «унижение чести».
Но можно ли дискредитировать человека в собственных глазах? Думается, именно поэтому в Конституции РФ говорится об «умалении»: законодатель, по-видимому, имеет в виду такое воздействие на общественное мнение, которое противоречит достоинству личности как ее неотъемлемому праву.
Таким образом, более правильно было бы в правовом контексте говорить об «унижении чести и умалении достоинства».
Понятие репутации гораздо реже возникает в правоохранительной практике.
По содержанию оно очень близко ко второй стороне чести, однако не содержит апелляции к самой личности и касается лишь ее оценки в общественном сознании или общественном мнении.
Гражданский кодекс РФ не раскрывает и даже не содержит понятия репутации.
В ст.
150, 152
ГК РФ 339 См.: Анисимов А.Л.
Указ.
соч.
С.
13.
340 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации.
М., 1994.
С.
138.
[стр. 16]

В правовых документах имеется в виду вторая сторона понятия чести, так как никакого «унижения» или «умаления» чести как свойства самой личности быть не может.
Однако унижение чести как основание для вчинения иска предполагает, что истец ощущает изменение (или предполагает возможное изменение) общественного мнения о себе, т.е.
его самооценка остается той же и расходится с действительной или возможной общественной оценкой1.
Понятие достоинства близко к третьей стороне чести.
А.
Эрделевский считает, что это — сопровождающееся положительной оценкой лица отражение его качеств в собственном сознании .
А.
Анисимов придерживается мнения, что это самооценка личности, основанная на ее оценке обществом .
В отличие от чести достоинство есть не просто оценка соответствия своей личности и своих поступков социальным (моральным) нормам, но прежде всего ощущение своей ценности как человека вообще (человеческое достоинство), как конкретной личности (личное достоинство), как представителя определенной социальной группы или общности (например, профессиональное достоинство), ценности самой этой общности (например, национальное достоинство).
Следует отметить, что хотя честь относится в ст.
150 ГК РФ к неотчуждаемым благам или правам личности, причем в текстах права выступает прежде всего вторая сторона чести (по нашей классификации), в юридической литературе «внешняя честь» иногда отождествляется с «гражданской честью» исходящей от государства, «которая исчезает в случае уголовного наказания» .
В то же время достоинство (но не честь) фигурирует в ст.
1 Конституции РФ как абсолютно неотъемлемая и охраняемая
1 См.: Базылев В.Н., Бельчиков Ю.А., Леонтьев А.А.
(руководитель авторского коллектива), Сорокин Ю.А.
Понятие чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации.
М.: Права человека, 1997.
С.
58.
См.: Эрделевский А.М.
Указ.
соч.
С.
79.
См.: Анисимов А.Л.
Честь, достоинство, деловая репутация: гражданско-правовая защита.
М., 1994.
С.
14.
4См.: Анисимов А.Л.
Указ.
соч.
С.
13.
16

[стр.,17]

государством ценность.
В Комментарии к Конституции РФ достоинство понимается как «признание за человеком этой ценности независимо от того, что он о себе думает и как его оценивают другие» .
Таким образом, может возникнуть казус, когда сам человек не обладает чувством собственного достоинства (положительной самооценкой), общество оценивает его негативно, но в то же время государство и общество охраняют его достоинство и заботятся о том, чтобы оно не подверглось умалению, унижению.
Кстати, термин «умаление» встречается только в ч.
1 ст.
21 Конституции РФ и только применительно к достоинству.
В случае толкования чести как общественного мнения о положительных качествах человека, достоинство есть положительное мнение человека о самом себе как отражение его социальной оценки.
Дискредитация человека в общественном мнении и есть «унижение чести».
Но можно ли дискредитировать человека в собственных глазах? Думается, именно поэтому в Конституции РФ говорится об «умалении»: законодатель, по-видимому, имеет в виду такое воздействие на общественное мнение, которое противоречит достоинству личности как ее неотъемлемому праву.
Таким образом, более правильно было бы в правовом контексте говорить об «унижении чести и умалении достоинства».
Понятие репутации гораздо реже возникает в правоохранительной практике.
По содержанию оно очень близко ко второй стороне чести, однако не содержит апелляции к самой личности и касается лишь ее оценки в общественном сознании или общественном мнении.
Гражданский кодекс РФ не раскрывает и даже не содержит понятия репутации — в ст.
150, 152
указывается лишь на охрану деловой репутации.
Это сочетание возникло как правовое понятие уже в постсоветское время и отражает новые социальные и социально-психологические реалии.
Именно поэтому в юридической литературе деловая репутация связывается прежде всего с предпринимательской деятельностью.
Под деловой репутацией понимается См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации.
М., 1994.
С.
138.

17

[Back]