Проверяемый текст
[стр. 210]

210 факте, что его определение единственно через признак «явного неуважения к обществу», как это делает ряд авторов (Е.А.
Андрусенко, И.Н.
Даньшин, А.В.
Кузнецов, В.С.
Шикунов и др.) по нашему мнению, чересчур размыт й не конкретен, так как неуважение к обществу демонстрирует практически любое преступление и любой мотив.
Детальный анализ психической структуры указанного преступного побуждения показывает, что его составляют два самостоятельных элемента,
образующих в своей совокупности либо по отдельности в конечном итоге хулиганский мотив.
Первым и наиболее распространенным из них является, на наш взгляд, пренебрежительное отношение к общественным устоям, традициям, нормам морали, к интересам других людей, намерение проявить себя таким образом, чтобы выразить демонстративное неуважение общепризнанным правилам поведения в общественных местах.
Он предполагает собой пренебрежение правилам социального общежития, противопоставление себя всякому обществу, оскорбительное и унизительное отношение к окружающим.

Ещё в 1913 году В.В.
Крумбмиллер писал, характеризуя внутреннюю сторону хулиганства, следующее: «Игнорирование чужой личности, ее священных прав и интересов, способность ради малейшего чувства эгоистического удовольствия
«потешить себя», принести в жертву даже самое существование личности вот характерная психология хулигана».3'9 Эти побуждения отнюдь не исчерпывают все содержание хулиганского мотива, хотя, надо заметить, являются основным его звеном, той основой, что в конечном счете и определяет выбор соответствующего поведения субъектом данного преступления.
Обозначенная мотивация хулиганских действий встречается, как отмечалось выше, наиболее часто, свидетельствует о значительной степени общественной опасности лица их совершающего.
Вторым составом рассматриваемого мотива преступления
субъекта выразить свое собственное, гипертрофированное «Я», повысить свой 359 Крумбмиллер В.В.
Злободневный вопрос.
Хулиганство и борьба с ним, по поводу законопроекта министерства юстиции,Харьков: Нива, 1913.
С.
9.
[стр. 120]

носят исключительно нелепый и вздорный характер (озорство, ухарство)...
».
Такой подход к пониманию содержательной стороны хулиганских побуждений возник в связи с появлением ст.
206 УК РСФСР 1926 года, определяющей хулиганство как сопряженные с явным неуважением к обществу действия.
Такой подход к содержанию хулиганского мотива, по нашему мнению, не соответствует его сущности.
Согласно В.
Далю «под озорством подразумевается стремление «развлечься», «напакостить из молодости», «потешиться», «побуянить», «повеселиться», «устроить игру из забавы» .
На основании представленного определения становится понятным, что вряд ли можно свести мотив хулиганства к озорству, так как по своей природе хулиганство есть грубое, дерзкое, вызывающее нарушение общественного порядка на основе отрицания общественных устоев, но никак не шалости или развлечений.
Нельзя не согласиться с Саркисовым Г.С., который верно отмечает, что приравнивание хулиганского мотива к озорству принижает степень общественной опасности этого преступления, позволяет не замечать другие, не менее опасные мотивы .
Хулиганский мотив имеет более сложную внутреннюю структуру.
Вскрывая сущность хулиганского мотива, нельзя не остановиться на том факте, что его определение единственно через признак «явного неуважения к обществу», как предлагает ряд авторов (Андрусенко Е.А., Даныпин И.Н., Кузнецов А.В., Шикунов B.C.
и др.), по нашему мнению, чересчур размыто и не конкретно, так как неуважение к обществу демонстрируют практически любое преступление и любой мотив.
Детальный анализ психической структуры указанного преступного побуждения показывает, что его составляют два самостоятельных элемента,
в конечном итоге образующих в своей совокупности либо по отдельности хулиганский мотив.
Первым и 1Верекашвили Л.Ш.
Расследование хулиганства.
М.: НИЛ «2Р», 1968.
С.
152; Чхиквадзе В.М.
Хулиганство.
М.: Юрист, 1939.
С.
180.
Даль В.
Толковый словарь живого великорусского языка / Т.
2.
М.: Книга, 1978.
660 с.
120

[стр.,121]

наиболее распространенным из них является, на наш взгляд, пренебрежительное отношение к общественным устоям, традициям, нормам морали, к интересам других людей, намерение проявить себя таким образом, чтобы выразить демонстративное неуважение общепризнанным правилам поведения в общественных местах.
Он предполагает собой пренебрежение правилам социального общежития, противопоставление себя всякому обществу, оскорбительное и унизительное отношение к окружающим.

Еще в 1913 году В.В.
Крумбмиллер писал, характеризуя внутреннюю сторону хулиганства, следующее: «Игнорирование чужой личности, ее священных прав и интересов, способность ради малейшего чувства эгоистического удовольствия
“потешить себя”, принести в жертву даже самое существование личности — вот характерная психология хулигана» .
Эти побуждения отнюдь не исчерпывают все содержание хулиганского мотива, хотя, надо заметить, являются основным его звеном, той основой, что в конечном счете и определяет выбор соответствующего поведения субъектом данного преступления.
Обозначенная мотивация хулиганских действий встречается, как отмечалось выше, наиболее часто, свидетельствует о значительной степени общественной опасности лица, их совершающего.
Вторым составом рассматриваемого мотива преступления
является стремление субъекта выразить свое собственное, гипертрофированное «Я», повысить свой «авторитет» в глазах окружающих.
Причем, способ осуществления обозначенных побуждений выбирается виновным именно посредством нарушения общественного порядка.
«Хулиганство, — пишет Н.Г.
Иванов, —есть проявление игнорируемого обществом «Я», которое выражается в совершенно конкретных поступках, за которые субъект должен нести уголовную или иного рода ответственность как за совершенное по 121 Саркисов Г.С.
Предупреждение правонарушений общественного порядка.
Ереван: Ереванское кн.
изд-во, 1972.
С.
53-54.
Крумбмиллер В.В.
Злободневный вопрос.
Хулиганство и борьба с ним, по поводу законопроекта министерства юстиции.
Харьков: Нива, 1913.
С.
9.

[Back]