210 факте, что его определение единственно через признак «явного неуважения к обществу», как это делает ряд авторов (Е.А. Андрусенко, И.Н. Даньшин, А.В. Кузнецов, В.С. Шикунов и др.) по нашему мнению, чересчур размыт й не конкретен, так как неуважение к обществу демонстрирует практически любое преступление и любой мотив. Детальный анализ психической структуры указанного преступного побуждения показывает, что его составляют два самостоятельных элемента, образующих в своей совокупности либо по отдельности в конечном итоге хулиганский мотив. Первым и наиболее распространенным из них является, на наш взгляд, пренебрежительное отношение к общественным устоям, традициям, нормам морали, к интересам других людей, намерение проявить себя таким образом, чтобы выразить демонстративное неуважение общепризнанным правилам поведения в общественных местах. Он предполагает собой пренебрежение правилам социального общежития, противопоставление себя всякому обществу, оскорбительное и унизительное отношение к окружающим. Ещё в 1913 году В.В. Крумбмиллер писал, характеризуя внутреннюю сторону хулиганства, следующее: «Игнорирование чужой личности, ее священных прав и интересов, способность ради малейшего чувства эгоистического удовольствия «потешить себя», принести в жертву даже самое существование личности вот характерная психология хулигана».3'9 Эти побуждения отнюдь не исчерпывают все содержание хулиганского мотива, хотя, надо заметить, являются основным его звеном, той основой, что в конечном счете и определяет выбор соответствующего поведения субъектом данного преступления. Обозначенная мотивация хулиганских действий встречается, как отмечалось выше, наиболее часто, свидетельствует о значительной степени общественной опасности лица их совершающего. Вторым составом рассматриваемого мотива преступления субъекта выразить свое собственное, гипертрофированное «Я», повысить свой 359 Крумбмиллер В.В. Злободневный вопрос. Хулиганство и борьба с ним, по поводу законопроекта министерства юстиции,Харьков: Нива, 1913. С. 9. |
носят исключительно нелепый и вздорный характер (озорство, ухарство)... ». Такой подход к пониманию содержательной стороны хулиганских побуждений возник в связи с появлением ст. 206 УК РСФСР 1926 года, определяющей хулиганство как сопряженные с явным неуважением к обществу действия. Такой подход к содержанию хулиганского мотива, по нашему мнению, не соответствует его сущности. Согласно В. Далю «под озорством подразумевается стремление «развлечься», «напакостить из молодости», «потешиться», «побуянить», «повеселиться», «устроить игру из забавы» . На основании представленного определения становится понятным, что вряд ли можно свести мотив хулиганства к озорству, так как по своей природе хулиганство есть грубое, дерзкое, вызывающее нарушение общественного порядка на основе отрицания общественных устоев, но никак не шалости или развлечений. Нельзя не согласиться с Саркисовым Г.С., который верно отмечает, что приравнивание хулиганского мотива к озорству принижает степень общественной опасности этого преступления, позволяет не замечать другие, не менее опасные мотивы . Хулиганский мотив имеет более сложную внутреннюю структуру. Вскрывая сущность хулиганского мотива, нельзя не остановиться на том факте, что его определение единственно через признак «явного неуважения к обществу», как предлагает ряд авторов (Андрусенко Е.А., Даныпин И.Н., Кузнецов А.В., Шикунов B.C. и др.), по нашему мнению, чересчур размыто и не конкретно, так как неуважение к обществу демонстрируют практически любое преступление и любой мотив. Детальный анализ психической структуры указанного преступного побуждения показывает, что его составляют два самостоятельных элемента, в конечном итоге образующих в своей совокупности либо по отдельности хулиганский мотив. Первым и 1Верекашвили Л.Ш. Расследование хулиганства. М.: НИЛ «2Р», 1968. С. 152; Чхиквадзе В.М. Хулиганство. М.: Юрист, 1939. С. 180. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка / Т. 2. М.: Книга, 1978. 660 с. 120 наиболее распространенным из них является, на наш взгляд, пренебрежительное отношение к общественным устоям, традициям, нормам морали, к интересам других людей, намерение проявить себя таким образом, чтобы выразить демонстративное неуважение общепризнанным правилам поведения в общественных местах. Он предполагает собой пренебрежение правилам социального общежития, противопоставление себя всякому обществу, оскорбительное и унизительное отношение к окружающим. Еще в 1913 году В.В. Крумбмиллер писал, характеризуя внутреннюю сторону хулиганства, следующее: «Игнорирование чужой личности, ее священных прав и интересов, способность ради малейшего чувства эгоистического удовольствия “потешить себя”, принести в жертву даже самое существование личности — вот характерная психология хулигана» . Эти побуждения отнюдь не исчерпывают все содержание хулиганского мотива, хотя, надо заметить, являются основным его звеном, той основой, что в конечном счете и определяет выбор соответствующего поведения субъектом данного преступления. Обозначенная мотивация хулиганских действий встречается, как отмечалось выше, наиболее часто, свидетельствует о значительной степени общественной опасности лица, их совершающего. Вторым составом рассматриваемого мотива преступления является стремление субъекта выразить свое собственное, гипертрофированное «Я», повысить свой «авторитет» в глазах окружающих. Причем, способ осуществления обозначенных побуждений выбирается виновным именно посредством нарушения общественного порядка. «Хулиганство, — пишет Н.Г. Иванов, —есть проявление игнорируемого обществом «Я», которое выражается в совершенно конкретных поступках, за которые субъект должен нести уголовную или иного рода ответственность как за совершенное по 121 Саркисов Г.С. Предупреждение правонарушений общественного порядка. Ереван: Ереванское кн. изд-во, 1972. С. 53-54. Крумбмиллер В.В. Злободневный вопрос. Хулиганство и борьба с ним, по поводу законопроекта министерства юстиции. Харьков: Нива, 1913. С. 9. |