Проверяемый текст
[стр. 211]

211 «авторитет» в глазах окружающих.
Причем, способ осуществления обозначенных побуждений выбирается виновным именно посредством нарушения общественного порядка.
«Хулиганство, пишет Н.Г.
Иванов, есть проявление игнорируемого обществом «Я», которое выражается в совершенно конкретных поступках, за которые субъект должен нести уголовную или иного рода ответственность как за совершенное по
хулиганским мотивам».360 Это диктуется в первую очередь представлениями субъекта хулиганства, так как в его понимании указанный путь является наиболее простым и наглядным (действенным) для окружающих.
Здесь, совершая хулиганские действия, лицо стремится показать себе и, как правило, остальным свою значимость.
Собственное «Я» ставится хулиганом превыше общепринятых правил, интересов иных лиц.
Попирая постулаты общественного бытия, он своим поведением желает продемонстрировать окружающим свое отрицательное отношение к обществу и, таким образом, поднять собственное мнение в своих глазах и глазах общества.
Подобная мотивация на практике свойственна, как правило, несовершеннолетним, которые в период становления личности имеют ярко выраженную потребность в самоутверждении, а также психологически неустойчивым, морально слабым личностям, и
имеющие, как правило, низкий социальноэкономический статус.
Для них нарушение норм общественной морали является способом самовыражения.

Как отмечалось выше, для хулиганских побуждений характерным является внезапность их проявления.
Для некоторых авторов, в частности И.Н.

Даньшина это послужило основанием для утверждений об относительной скоротечности не только проявления, но также формирования хулиганских побуждений.361 Соглашаясь с мыслью о том, что мотив изучаемого нами преступления действительно в большинстве случаев 360 Иванов Н.Г.
Мотив преступного деяния.М.: Методический центр МВД РФ, 1997.
С.

11.

361 Даньшин И.Н.
Ответственность за хулиганство по советскому уголовному праву.Харьков:
Из-во Харьковского университета, 1971.
С.
92-93.
[стр. 121]

наиболее распространенным из них является, на наш взгляд, пренебрежительное отношение к общественным устоям, традициям, нормам морали, к интересам других людей, намерение проявить себя таким образом, чтобы выразить демонстративное неуважение общепризнанным правилам поведения в общественных местах.
Он предполагает собой пренебрежение правилам социального общежития, противопоставление себя всякому обществу, оскорбительное и унизительное отношение к окружающим.
Еще в 1913 году В.В.
Крумбмиллер писал, характеризуя внутреннюю сторону хулиганства, следующее: «Игнорирование чужой личности, ее священных прав и интересов, способность ради малейшего чувства эгоистического удовольствия “потешить себя”, принести в жертву даже самое существование личности — вот характерная психология хулигана» .
Эти побуждения отнюдь не исчерпывают все содержание хулиганского мотива, хотя, надо заметить, являются основным его звеном, той основой, что в конечном счете и определяет выбор соответствующего поведения субъектом данного преступления.
Обозначенная мотивация хулиганских действий встречается, как отмечалось выше, наиболее часто, свидетельствует о значительной степени общественной опасности лица, их совершающего.
Вторым составом рассматриваемого мотива преступления является стремление субъекта выразить свое собственное, гипертрофированное «Я», повысить свой «авторитет» в глазах окружающих.
Причем, способ осуществления обозначенных побуждений выбирается виновным именно посредством нарушения общественного порядка.
«Хулиганство, — пишет Н.Г.
Иванов, —есть проявление игнорируемого обществом «Я», которое выражается в совершенно конкретных поступках, за которые субъект должен нести уголовную или иного рода ответственность как за совершенное по
121 Саркисов Г.С.
Предупреждение правонарушений общественного порядка.
Ереван: Ереванское кн.
изд-во, 1972.
С.
53-54.
Крумбмиллер В.В.
Злободневный вопрос.
Хулиганство и борьба с ним, по поводу законопроекта министерства юстиции.
Харьков: Нива, 1913.
С.
9.


[стр.,122]

хулиганским мотивам» .
Это диктуется в первую очередь представлениями субъекта хулиганства, так как в его понимании указанный путь является наиболее простым и наглядным (действенным) для окружающих.
Здесь, совершая хулиганские действия, лицо стремится показать себе и, как правило, остальным свою значимость.
Собственное «Я» ставится хулиганом превыше общепринятых правил, интересов иных лиц.
Попирая постулаты общественного бытия, он своим поведением желает продемонстрировать окружающим свое отрицательное отношение к обществу и, таким образом, поднять собственное мнение в своих глазах и глазах общества.
Подобная мотивация на практике свойственна, как правило, несовершеннолетним, которые в период становления личности имеют ярко выраженную потребность в самоутверждении, а также психологически неустойчивым, морально слабым личностям, имеющим,
как правило, низкий социальноэкономический статус.
Для них нарушение норм общественной морали является способом самовыражения.

Необоснованная жестокость, видимая беспричинность, отсутствие повода в ряде хулиганских действий дает основание для неверного утверждения со стороны некоторых авторов об отсутствии мотивов в психологической структуре этого преступления.
«Безмотивность преступления представляет собой типичный случай проявления хулигана» .
С данным взглядом на побудительную сторону хулиганских проступков согласиться сложно.
Ошибочность данного мнения заключается в неверном понимании основ психофизической деятельности человека.
Любой поступок является осмысленным, всегда направленным на достижение определенного результата и внутренне обоснованным.
«Безмотивных деяний не существует, если только они не совершены лицом, находящимся в состоянии такого душевного заболевания, которое исключает сознательность, Иванов Н.Г.
Мотив преступного деяния.
М.: Методический центр МВД РФ, 1997.
С.
11.

122

[стр.,123]

мотивированность поступков» .
Видимая беспричинность хулиганских действий представляет собой сложный механизм психических процессов, связанных с особенностями воспитания, индивидуальных особенностей лица, отрицательного воздействия внешней среды.
В результате у лица формируется устойчивая антиобщественная установка, внутренняя готовность нарушить общественные устои.
В действиях хулигана проявляется его внутренняя позиция, которая, в конечном счете, и определяет способ поведения.
При этом основной внутренней побудительной силой действий становится или пренебрежительное отношение, прямое отрицание общественных устоев, либо желание субъекта самовыразиться путем совершения хулиганских действий.
«Мотив есть побудитель к действию, и только он толкает человека на совершение поведенческого акта» .
Как отмечалось выше, для хулиганских побуждений характерным является внезапность их проявления.
Для некоторых авторов, в частности И.Н.

Даныпина, это послужило основанием для утверждений об относительной скоротечности не только проявления, но также формирования хулиганских побуждений.
Соглашаясь с мыслью о том, что мотив изучаемого нами преступления действительно в большинстве случаев
довольно быстро проявляется, мы считаем неверным утверждение о кратковременности его появления.
Как правило, хулиганские побуждения формируются в тех случаях, когда в процессе воспитания человеку не были привиты такие качества, как уважение к обществу, окружающим, умение контролировать себя.
На основе этого в совокупности с особенностями личности человека (темперамента, характера и др.), а также негативным 123 1 Жижиленко А.А.
Преступления против личности.
М.: Юстиция, 1927.
С.
131; Громов B.И.
Безмотивные преступления // Министерства юстиции.
1913.
№ 5.
С.
53.
Викторов Б.А.
Цель и мотив в тяжких преступлений.
М.: Юридическая литература, 1963.
C.
153.
Иванов Н.Г.
Мотив преступного деяния.
М.: Методический центр МВД РФ, 1997.
С.

6.
Даньшин И.Н..Ответственность за хулиганство по советскому уголовному праву.
Харьков:
Изд-во Харьковского университета, 1971.
С.
92-93.

[Back]