213 раздражители. Наряду с этим И.Н. Даньшин отмечает такую его специфическую сторону, как относительная легковесность мотивации хулиганских действий. Любое волевое действие являет собой результат борьбы мотивов «За» и «Против». Чем более веские мотивы «против», тем значительнее, полновеснее должны быть мотивы «за» для того, чтобы действие осуществлялось. У хулиганов описанные психологические процессы проистекают иначе... В процессе формирования их воли наблюдается относительная легковесность мотивов «за», тем не менее они достаточны, чтобы превысить мотив «против», которые еще более слабы. Хулиган вполне осознаёт характер совершаемых действий и их общественную опасность. Но представления о них не способствуют развитию чувств, которые могли бы задержать волевые процессы.364 В ряде случаев действия, грубо нарушающие общественный порядок начинаются или проистекают будучи движимыми наряду с хулиганским личным или иными (корысти, мести) мотивами. В силу этого некоторыми авторами включается в структуру данного преступления не только мотив явного неуважения к обществу, но также иные побуждения. «Хулиганские действия, пишет А.Н. Игнатов могут быть совершены не только по мотивам пренебрежительного отношения к обществу, но и по другим побуждениям. В качестве иных мотивов хулиганства могут выступать месть, ревность, стремление к удовлетворению половой страсти и т.д.365 Аналогичная ситуация, по нашему мнению, существует и при формировании умысла на совершение оскорбления представителя власти. Хулиганские действия, сопряженные с публичным оскорблением представителя власти при исполнении им служебных обязанностей по охране общественного порядка, охватываются ст. 213 УК и дополнительной квалификации не требуют. 364 Даньшин И.Н. Ответственность за хулиганство по советскому уголовному праву.Харьков.: Из-во Харьковск. Университета, 1971. С. 92-93. 365 Курс советского уголовного права: В 8 т.М.: Юридическая литература, 1971. 6 т. С. 325-326. |
воздействием среды появляется и набирает силу антиобщественная направленность, готовая вылиться при наличии определенных условий в нарушение общественного порядка. Наглядно показывает процесс появления хулиганского мотива Б.Д. Овчинников, который пишет: «Когда на человека не обращают внимания, не стараются... возбудить у него большие жизненные цели и ответственность за порученное дело, не возвышают его поощрением успеха... тогда у него появляется чувство зависти, возникает обида на общество, протест против своего положения, усиливающиеся иногда и преувеличением ценности своей личности, и, как реакция, желание изменить оценку со стороны общества и получить хотя бы внутреннее удовольствие, доказав свою значимость какими-то из ряда вон выходящими поступками и действиями» . Таким образом, хулиган находится постоянно «на взводе», он всегда готов совершить неадекватные действия. На относительную продолжительность становления изучаемого мотива указывает Б.С. Волков, который пишет: «Мотив формируется не сразу. Свое оконченное содержание он получает в ходе волевого процесса, посредством которого осуществляется волевое поведение» . Помимо быстроты и внезапности проистекания к особенностям хулиганского мотива необходимо отнести явную недостаточность повода, служащего внешним основанием для нарушения общественного порядка, либо неадекватность поведения виновного в ответ на те или иные внешние раздражители. Наряду с этим И.Н. Даньшин отмечает такую его специфическую сторону, как относительная легковесность мотивации хулиганских действий. Любое волевое действие являет собой результат борьбы мотивов «за» и «против». Чем более веские мотивы «против», тем значительнее, полновеснее должны быть мотивы «за» для того, чтобы действие осуществлялось. У хулиганов описанные психологические Овчинников Б.Д. Теоретические проблемы изучения механизма формирования и преступного проявления хулиганских побуждений: Дис. канд. юрид. наук. Л., 1971. 197 с. Волков Б.С. Мотив преступлений (уголовно-правовое и социально-психологическое исследование). Казань: Казанск. кн. изд-во, 1982. С. 18. 124 процессы проистекают иначе... В процессе формирования их воли наблюдается относительная легковесность мотивов «за», тем не менее они достаточны, чтобы перевесить мотивы «против», которые еще более слабы. Хулиган вполне осознает характер совершаемых действий и их общественную опасность. Но представления о них не способствуют развитию чувств, которые могли бы задержать волевые процессы1. В ряде случаев действия, грубо нарушающие общественный порядок, начинаются или проистекают будучи движимыми наряду с хулиганским и личным или иными (корысть, месть) мотивами. В силу этого некоторыми авторами включается в структуру данного преступления не только мотив явного неуважения к обществу, но также иные побуждения. «Хулиганские действия, — пишет А.Н. Игнатов, — могут быть совершены не только по мотивам пренебрежительного отношения к обществу, но и по другим побуждениям. В качестве иных мотивов хулиганства могут выступать месть, ревность, стремление к удовлетворению половой страсти и т.д. Аналогичная ситуация, по нашему мнению, существует и при формировании умысла на совершение оскорбления. /— Подводя небольшой итог вышеизложенному, можно сказать, что в различных хулиганских проявлениях зачастую может присутствовать группа мотивов, имеющих в своей основе личные причины. Однако в любом случае главным мотивом преступления, предусмотренного ст. 130 УК РФ, всегда являются хулиганские побуждения. ('Все остальные внутренние причины являются вторичными, не оказывая решающего влияния на выбор виновным вариантов поведения. О наличии хулиганских побуждений в конкретном деянии можно судить на основании характера взаимоотношений виновного с потерпевшим, отсутствия устойчивых неприязненных отношений, явного 1 Даньшин И.Н. Ответственность за хулиганство по советскому уголовному праву. Харьков: Из-во Харьковск. университета, 1971. С. 92-93. Курс советского уголовного права: В 8 т. М.: Юридическая литература, 1971. 6 т. С. 325326. 125 |