Четвертым показателем сформированности готовности будущих учителей иностранного языка к системно-ролевой деятельности является творческий потенциал студентов. Психологи едины в своем мнении относительно того, что вызываемое эмоциональное сопереживание, запоминается и осмысливается лучше, чем нейтральное, индифферентное. Здесь неоспоримы возможности нетрадиционных приемов обучения, использование которых помогает активному подключению эмоциональной сферы сознания как неиспользованного резерва творческих возможностей личности. [53, 81]. Проблемы творчества, творческого мышления, творческой деятельности исследовались в трудах многих зарубежных и отечественных ученых (В. С. Библер, Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев, П. К. Энгельмейер и др.). На творческий характер педагогической деятельности обращали внимание великие педагоги: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский. Д. В. Чернилевский под творчеством понимает сознательную, целенаправленную, активную деятельность человека, направленную на познание и преобразование действительности, создающую новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т.д. [125,157-159]. В. И. Загвязинский также отмечает важность совпадения характера творческой деятельности учителя и ученика, рождающие сотрудничество, сотворчество, духовную близость, сопричастность к общему делу, возможность и необходимость обмена опытом между учителем и учеником [44,91]. В. И. Андреев под сотворчеством понимает один из принципов социализации, который реализуется на основе следующих правил: педагог должен развивать свои собственные творческие способности и педагогическое мастерство; 67 |
осуществлять организацию индивидуальной, парной и групповой деятельности учащихся; осуществлять контроль деятельности учащихся при использовании информационных технологий на уроке иностранного языка; способствовать формированию у учащихся положительного отношения к работе с информационными технологиями при изучении иностранного языка; создавать на уроке благоприятную атмосферу, способствующую активизации познавательной деятельности учащихся. Сформированность системы умений и навыков использования информационных технологий в профессиональной деятельности определяется показателями, отраженными в таблице 3. Четвертым показателем сформированное™ готовности будущих учителей иностранного языка к применению информационных технологий в профессиональной деятельности является творческий потенциал студентов в процессе использования информационных технологий в профессиональной деятельности. Проблемы творчества, творческого мышления, творческой деятельности исследовались в трудах многих зарубежных и отечественных ученых (B.C. Библер, J1.C. Выготский, Я.А. Пономарев, П.К. Энгельмейер и др.). На творческий характер педагогической деятельности обращали внимание великие педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский. Д.В. Чернилевский под творчеством понимает сознательную, целеполагающую, активную деятельность человека, направленную на познание и преобразование действительности, создающую новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т.д. [154]. В.И. Загвязинский также отмечает важность совпадения характера творческой деятельности учителя и ученика, рождающее сотрудничество, сотворчество, духовную близость, сопричастность к общему делу, возможность и необходимость обмена опыта между учителем и учеником [49]. В.И. Андреев под сотворчеством понимает один из принципов социализации, который реализуется на основе следующих правил: педагог должен развивать свои собственные творческие способности и педагогическое мастерство; педагогу необходимо придерживаться демократического стиля общения с учениками; педагог должен стремиться осуществлять совместные с учениками поиск условий, средств для развития творческих способностей и других качеств личности ученика; вести совместные поиски новых идей, обсуждать оригинальные методы решения творческих задач [7]. Современная психология выделяет ряд сторон творческого процесса: постановка вопроса, требующего творческого ответа; мобилизация необходимых знаний и опыта для постановки предварительной гипотезы для определения путей и способов решения задачи; специальные наблюдения и эксперименты и их обобщение в виде выводов и гипотез; оформление возникших мыслей (образов) в виде логических, образных, математических, графических, предметных структур (создание художественного произведения, конструирование приборов и т.п.) [51]. |