Проверяемый текст
Мансуров, Олег Александрович; Уголовно-правовые меры борьбы с провокацией взятки либо коммерческого подкупа (Диссертация 2001)
[стр. 124]

коммерческого подкупа является частным случаем провокации преступления и, соответственно, обладает всеми признаками последнего1 .
В развитие этой идеи В.Д.
Иванов предлагает ввести в главу 31 УК РФ, предусматривающую ответственность за преступления против правосудия, новую статью, устанавливающую ответственность за провокацию преступления.
В следующей редакции: «Побуждение, склонение либо подстрекательство лица к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также создание условий и обстановки для их совершения в целях последующего изобличения спровоцированного лица, наказывается ..

.»2.
Таким образом, хотя в УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за провокацию взятки либо коммерческого подкупа, для её реализации необходимо решить ряд проблем, связанных как с совершенствованием этиологического смысла данной статьи, более логичной ее дислокации в общем реестре уголовно-наказуемых деяний, так и с практикой применения названного состава преступления.
При проведении ряда научно-практических конференций, посвященных борьбе с коррупцией и организованной преступностью, в Академии управления МВД России (2003 г.), Академии экономической безопасности МВД России (2004 г.) профессорами Д.И.
Аминовым и В.И.
Гладких вполне обоснованно выдвигаются предложения о дополнении ст.
304 УК РФ такой компромиссной, по сути, нормой, как освобождение от уголовной ответственности за отказ от продолжения участия в процессе предварительного расследования либо судебного разбирательства.
Такая норма, на взгляд упомянутых ученых, позволила бы сэкономить силы и время правоприменительных органов от длительного разбирательства по сфабрикованным уголовным делам.
Совершенно очевидно, что отсутствие соответствующей компромиссной нормы не оставляет «шансов» для субъектов провокации взятки (коммерческого подкупа) и для «отступления».
Вполне вероятно, что упомянутая 1Радачипский С.И.
Указ.
работа.
СЛЗ.
2Иванов В.Д.
Указ.
работа.
С.106.
[стр. 40]

Обобщая сказанное, он же делает попытку сформулировать понятие провокации преступления: это умышленная односторонняя деятельность виновного, направленная на моделирование такого поведения другого лица, которое имело бы все внешние признаки преступления с целью дискредитации, шантажа либо создания искусственных доказательств обвинения, если при этом деяние провоцируемого фактически не обладает признаками виновноРазвивая эту мысль, В.Д.
Иванов предлагает ввести в главу 33 УК РФ.
предусматривающую ответственность за преступления против правосудия, новую статью, устанавливающую ответственность за провокацию преступления.
В следующей редакции: «Побуждение, склонение либо подстрекательство лица к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также создание условий и обстановки для их совершения в целях последующего изобличения спровоцированного лица, наказывается
...»i Заслуживает внимание еще один вопрос: можно ли признавать необходимую оборону в действиях лица, спровоцировавшего посягательство? В этом случае речь идет о «провокации обороны», исключающей правомерность защиты.
Характеризуя сущность провокации, Пленум Верховного Суда СССР указывал: «не может быть признано находившимся в состоянии необходимой обороны лицо, которое намеренно вызвало нападение, чтобы использовать его как повод для совершения противоправных действий (развязывание драки, учинение расправы, совершение акта мести и т.д.) содеянное в таких случаях должно, квалифицироваться на общих основаниях».2 Криминологическая ассоциация, 2000..
С.187.
1Иванов В.Д.
Проблемы правового обеспечения борьбы с провокацией преступлений // Уголовная политика и международное право: проблемы интеграции: Материалы Всерос.
науч.
практ.
конф.
19-20 нояб.
1998г.
Владимир: ВлЮИ МВД России, 1999.
С.106.
2Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.
М.: СПАРК, 1995.
С.249.


[стр.,169]

вокация дачи взятки либо коммерческого подкупа и подобное деяние следует криминализировать.
Обращает на себя внимание еще один момент.
Хотя субъектом данного преступления может быть любое вменяемое и достигшее шестнадцатилетнего возраста лицо, однако санкция данной статьи предусматривает, в частности и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Даже если применение такой дополнительной меры уголовного наказания является альтернативой, а не обязательной, все равно понятно, что содеянное должно быть связано с использованием служебного положения или профессиональных возможностей и, применяя эту меру, судам необходимо указывать о каком конкретно круге должностей или видов деятельности идет речь.
В этом случае представляется целесообразность самостоятельной юридической оценки провокации взятки и провокации коммерческого подкупа должностных лиц.
занимающихся пресечением, раскрытием и расследованием преступлений, исполнения уголовных наказаний, либо с использованием служебных полномочий или авторитета.
Как уже отмечалось, хотя состав провокации взятки либо коммерческого подкупа и сконструирован как формальный, однако действия, указанные в ст.304 УК РФ, могут повлечь тяжкие последствия, аналогичные вышеприведенным.
Представляется целесообразным подвергнуть дополнительной квалификации ст.
304 УК РФ, предусматривающую ответственность за наступление тяжких последствий.
Таким образом, хотя в УК Российской Федерации 1996г.
предусмотрена уголовная ответственность за провокацию взятки либо коммерческого подкупа, для её реализации необходимо решить ряд проблем, связанных как с совершенствованием
данной статьи в системе уголовного закона, так и с практикой применения названного состава преступления.
Значительное влияние на осуществление уголовно-правовой борьбы с провокацией взятки

[Back]