Проверяемый текст
Мансуров, Олег Александрович; Уголовно-правовые меры борьбы с провокацией взятки либо коммерческого подкупа (Диссертация 2001)
[стр. 29]

к уголовной ответственности» Как показали опросы наших респондентов (63%), немалое число оперативных сотрудников ОВД2 в числе аргументов, оправдывающих провокацию взятки (коммерческого подкупа), указывают на п.
14 ст.
6 ФЗ «Об оперативпо-розыскной деятельности», где в числе легитимных мероприятий упоминается оперативный эксперимент.
При цитировании достаточно близко к тексту ст.8 Закона указанными авторами отмечается, что именно положение упомянутой дефиниции3закона, по сути, дает право на проведение провокации.
Очевидно, на взгляд автора, одним т условий правомерности тактики проведения оперативного эксперимента как раз и является его непровокациоиный характер.
Оперативный сотрудник, как участник оперативного эксперимента, не имеет права провоцировать, подталкивать разрабатываемого к совершению противоправных действий.
Однако вопросы о том, что такое «провокация», какова ее правовая сущность и какие действия могут рассматриваться как провокационные, в законодательном тексте и комментариях к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности», к сожалению, не рассматриваются.
При проведении оперативного эксперимента
запрещается провокация преступления, т.е.
искусственное создание признаков преступления и доказательств участия в нем разрабатываемых (проверяемых) лиц при отсутствии обнаружения умысла на совершение преступления.
1Комментарий к УК РФ.
/ Отв.
ред.
Радченко В.И.
М.: Вердикт.
1996.
С.
23.
2 В числе респондентов были привлечены сотрудники БЭП, БОП, УР ГУВД гор.
Москвы и Московской области.
3 Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
[стр. 136]

выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Совершение при проведении оперативного эксперимента провокационных действий, направленных на принуждение в любых формах лица или лиц к совершению преступление, категорически запрещается.
В процессе проведения оперативного эксперимента создаются такие условия и объекты для преступных посягательств, при соприкосновении с которым лицо, подозреваемое в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, находится перед добровольным выбором (свобода воли) совершения тех или иных действий.
При этом сотрудник оперативного подразделения и привлеченные к проведению оперативно-розыскных мероприятий лица, как правило, должны использовать методы пассивного наблюдения (например, при осуществлении операции с "автомашинами ловушками") либо ненавязчивого предложения (например, при осуществлении фиктивной или контролируемой продажи наркотиков, оружия, радиоактивных веществ) или выражения сомнения и уточнения характера совершаемых действий, размера незаконного вознаграждения, направленности умысла (например, при выявлении взяточников).
Обосновывая изложенные положения об оперативном эксперименте, уголовно-процессуальный закон (ст.112 УПК РСФСР) возлагает на прокурора, следователя, орган дознания и судью обязанность при наличии повода и основания не только возбудить уголовное дело, но и принять меры к предотвращению или пресечению преступления и к закреплению его следов.
В рассматриваемом случае речь как раз и идет не об искусственном создании преступления, а об определенном моменте пресечения преступной деятельности вымогателя взятки, с одной стороны, и в то же время о методе закрепления следов уже совершенного им, образующего самостоятельный состав престу

[Back]