Проверяемый текст
Мансуров, Олег Александрович; Уголовно-правовые меры борьбы с провокацией взятки либо коммерческого подкупа (Диссертация 2001)
[стр. 91]

Коррупция и организованная преступность тесно взаимосвязаны.
Именно наличие угрозы общественной безопасности, которую создают факты взяточничества в целом, а также невозможность их выявления и пресечения другими способами являются оправданием оперативного эксперимента, в ходе которого лицо, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность,
выполняет «функцию» подстрекателя.
Формальное нарушение закона является здесь «элементом борьбы за право»1 .
Особенность такой ситуации лишь в том, что лицо, участвующее в проведении оперативного эксперимента, действует профессионально, выполняя свой служебный долг.
Иными словами, в данном случае исполнение служебных обязанностей представляет собой частный случай крайней необходимости.

Оперативный эксперимент и провокацию взятки (коммерческого подкупа) необходимо отличать от такого подстрекательства ко взяточничеству со стороны оперативных работников, которое совершается в целях использования сведений о даче взятки для оказания психологического давления на подследственного, с тем чтобы оп дал «нужные» показания.
Резюмируя сказанное, необходимо остановится на следующих выводах: 1.
Путем определения специфических черт анализируемого деяния становится возможным смоделировать условия для продуцирования максимального охранительного эффекта, которым потенциально обладают уголовно-правовые средства.
2.
Категория «вреда» рассматриваемого деяния имеет многоплановое уголовно-правовое значение, так как определяет социальную направленность провокации взятки либо коммерческого подкупа, а также юридические признаки данного преступления.
3.
Данное преступление создает условия для привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности за якобы получение взятки ' Таганцев Н.
С.
Русское уголовное право.
Лекции.
Часть общая.
Т.
1.
М., 1994.
С.
213.
[стр. 143]

сообществу, а также для обнаружения возможных фактов посягательств в целях своевременного выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений либо снижения их общественной опасности и возможного вреда.
Частные цели оперативного эксперимента в этом случае подчинены одной общей предотвращению реальной, серьезной опасности интересам общества и государства.
Именно наличие угрозы общественной безопасности, которую создают факты взяточничества в целом, а также невозможность их выявления и пресечения другими способами являются оправданием оперативного эксперимента, в ходе которого лицо, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность,
как бы выполняет "функцию подстрекателя».
Формальное нарушение закона является здесь "элементом борьбы за право".1Особенность такой ситуации лишь в том, что лицо, участвующее в проведении оперативного эксперимента, действует профессионально, выполняя свой служебный долг.
Иными словами, в данном случае исполнение служебных обязанностей представляет собой частный случай крайней необходимости,
что исключает противоправность деяния по изобличению взяточника.
В то же время не являются провокацией взятки или оперативным экспериментом действия должностных лиц, которые склоняют граждан к даче взятки, намереваясь впоследствии добиться привлечения их к уголовной ответственности.
В этой связи важное положение содержалось в Федеральном законе "О борьбе с организованной преступностью", принятом Государственной Думой 23 ноября 1995 г., но отклоненном Президентом РФ.
Регламентируя правомерность проведения различных оперативно-розыскных мероприятий, этот закон в то же время устанавливал, что склонение сотрудником, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или предвари1Таганцев Н.С.
Указ.
работа.
С.
213.

[Back]