основа способствовала усиленному развитию социальной работы как помогающей профессии. Социальный работник характеризуется как носитель добра, обеспечивающий благотворительную помощь, как этический агент общества. Следовательно, особенно необходимым представляется в современном обществе формирование продуктивного личностно-профессионального становления социального работника из-за социальных и других проблем, возникающих в нашей стране и являющихся все более актуальными. В процессе научного познания проблемы личностно-профессионального становления социального работника в рамках вуза, философия социальной работы дает возможность выявить всеобщие связи в соответствии с принципами детерминизма и причинной обусловленности. Эти два важнейших принципа связывают воедино социальную детерминацию личности и ее сознания с их активностью и творчеством. По мнению Н.А. Бердяева, личность есть “свободное и творческое начало”, “личность может реализоваться как личность только в творчестве, в процессе труда”. Будучи зависимой от объективного мира, определяющего ее практическую деятельность, личность выступает его активным творцом. Реализация данных принципов в ходе теоретико-прикладного исследования призвана обеспечить его всесторонность и объективность, тесную связь теории и практики, а также его творческий характер. Б.В. Марков считает, что “личность может быть понята как уникальная экзистирующая сущность, исполняющая и переживающая общезначимые ценности с присущим ей индивидуальным стилем, вкусом и тактом. Индивид эволюционирует в течение всей своей жизни, поднимается по лестнице духовных ценностей. С одной стороны вырабатываются волевые механизмы,1 1Бердяев Н.А. Личность в XX столетии. М., “Мысль”, 1979., С. 137. |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-М ЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ь ИССЛЕДОВАНИЯ % Первая глава настоящего исследования посвящена описанию теоретических основ, общих и частнометодологических принципов, которые могут быть положены в основу анализа проблемы личностнопрофессионального развития практического психолога в процессе его подготовки, рассмотрению сущностных характеристик изучаемого процесса, критериев, показателей и уровней эффективности подготовки практического психолога, теоретическому обоснованию концептуальной модели исследования. 1. Состояние проблемы исследования * В связи со сложным, многоаспектным характером проблемы личностно-профессионального развития практического психолога в процессе его подготовки мы опирались на четыре уровня “методологического анализа” [7, 49-57]. Такой подход правомерен, так как основывается на диалектиче# ской взаимосвязи философских и частно-научных подходах, которые описываются категориями всеобщего, особенного, единичного и интегративного целостного. Первый философский уровень. В процессе научного познания проф блемы развития личности практического психолога он дает возможность выявить всеобщие связи в соответствии с принципами детерминизма и причинной обусловленности. Эти два важнейших принципа связывают воедино социальную детерминацию личности и ее сознания с их активностью и творчеством. По мнению Н.А. Бердяева, личность есть “свободное и творческое началоп и личность может реализоваться как личность только в творчестве, в процессе труда” [27,230]. Будучи зависимой от объективного мира, определяющего ее практическую деятельность, личность выступает его активным творцом. Реализация данных принципов в ходе теоретико■ прикладного исследования призвана обеспечить его всесторонность и объективность, тесную связь теории и практики, а также его творческий харак* тер. Методологической основой этого уровня анализа является философская концепция личности, которая включает в себя следующие основные аспекты: • понимание личности как интеграции в индивидууме социально значимых черт данного общества, вырабатываемых в процессе предметнопрактической деятельности человека в конкретно-исторических обстоятельствах и условиях его жизни; опора на естественную основу личности, ее специфические биологические и психологические свойства и особенности, которые служат необходимой предпосылкой выработки у индивида социально значимых черт личности; взгляд на личность как совокупность неповторимых, сугубо индиI видуальных черт, определяющих социальный облик данного человека и отличающих его от других. Б.В.Марков, вслед за М. Шелером, считает, что “личность может быть понята как уникальная экзистирующая сущность, исполняющая и переживающая общезначимые ценности с присущим ей индивидуальным стилем, вкусом и тактом. Индивид эволюционирует в течение всей своей жизни, поднимается по лестнице духовных ценностей. С одной стороны... вырабатываются волевые механизмы, сдерживающие аффективное поведение, с другой совершенствуется духовный опыт” [137,17]. |