Еще одним теоретическим основанием для понимания и исследования проблемы личностно-профессионального становления социального работника выступает культурологический подход. В контексте нашего исследования “дифференцированную культуру” мы рассматриваем как совокупность нравственной, бытовой, профессиональной, гуманитарной и технологической культуры личности социального работника. В профессиональном сознании личности социального работника культура ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием и сопереживанием с другим человеком, свободным владением психотехнологиями, аккуратностью, самообладанием, ответственностью и честностью. Уровень дифференцированной культуры личности социального работника определяется его социабильностью, приобщенностью к культурному наследию мастеров-практиков и степенью развитости индивидуально-профессиональных способностей. Н.С. Злобин утверждает, что “культура это творческая созидательная деятельность человека, как прошлая, зафиксированная, опредмеченная в культурных ценностях, так и, прежде всего, настоящая, основанная на распредмечивании этих ценностей, т.е. превращающая богатство человеческой истории во внутреннее богатство живых личностей, воплощающееся в универсальном освоении, переработке деятельности и самого человека”. Следовательно, развитая личность и есть индивид, освоивший те знания, а вместе с тем и те существенные силы человеческого рода, которые позволяют ему в своей деятельности воспроизводить мир как целое и развивать на этой основе соответствующие деятельные способности. Личность, сформированная таким образом, получает еще одно существенное качество ее деятельность приобретает творческий характер. И это относится не к каким-то отдельным видам труда, а к любой продуктивной деятельности, в том числе и к деятельности социального работника. 1 Основы общей и прикладной акмеологии. Учебное пособие /РАГС при Президенте РФ, Военная акад.им.Ф.Э.Дзержинского; редкол.;Деркач А.А.(отв.ред.)и др.-М.,1995.-С. 98. |
«к * измеряет свою деятельность временем, а именно: существуя в настоящем, как в наличном бытии, она, “осуществляя реальную связь прошлого с настоящим, опосредствует идеально предвосхищенное будущее” [24, 108]. В связи с этим личностно-профессиональное развитие будущего практического психолога необходимо рассматривать и с точки зрения развиваемого Л. И. Анциферовой динамического подхода [18,17]. В соответствии с этим подходом человек есть деятельное существо и для его развития как лично сти решающее значение имеет изменение характера деятельности, а это возможно лишь тогда, когда деятельность превращается в полную самодеятельность. Тогда в этом процессе человек становится самодеятельной, то есть способной к свободному целеполаганию личностью. Таким образом, развитая личность и есть индивид, освоивший те знания, а вместе с тем и те существенные силы человеческого рода, которые позволяют ему в своей деятельности воспроизводить мир как целое и развивать на этой основе соответствующие деятельные способности. Личность, сформированная таким образом, получает еще одно существенное качество ее деятельность приобретает творческий характер. И это относится не к каким-то отдельным видам труда, а к любой продуктивной дея♦ тельности, в том числе и к деятельности практического психолога. Человеческая деятельность по своей сущности, по характеру осуществления, по общественно-культурной значимости (как указывалось выше) есть творчество, а потому для личности, которая достигла своего высшего профессионального развития, творчество есть способ бытия. I Другой стороной научного анализа выделенной проблемы выступает ее ярко выраженный комплексный характер. С этой точки зрения, применительно к проблеме развития личности практического психолога в процессе его подготовки наиболее продуктивными, как мы полагаем, являются принципы акмеологии, которые, как свидетельствуют многочисленные практического психолога выступает культурологический подход. Сам термин “культура” в переводе с латинского обозначает “возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание”. Эти онтологические категории, раскрывающие содержание данного понятия, теснейшим образом связаны с проблемой развития личности практического психолога, так как культуру рассматривают еще и как “„..специфический организагTV развития человеческой жизнедеятельности, пре, ставленный в продуктах материального и духовного труда, в системе соци# альных норм и учреждении, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе”. “Культура” как общеметодологическое понятие естественных, гуманитарных и общественных наук рассматривается в нескольких значениях: 1. “Как личностная система осознаваемых как ценности самим индивидом и ценимых в обществе качеств ума, характера, воображения, памяти, полученных в процессе воспитания и образования” [114]. В контексте нашего исследования “дифференцированную культуру” * мы рассматриваем как совокупность нравственной, бытовой, профессиональной, гуманитарной и технологической культуры личности практического психолога. В профессиональном сознании личности практического психолога культура ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием и сопереживанием с другим человеком, свободным владением пеихотехнологиями, аккуратностью, самообладанием, ответственностью и честностью. Уровень дифференцированной культуры личности практического психолога определяется его социабильностью, приобщенностью к культурному наследию мастеров-драктиков и степенью развитости индивидуально-профессиональных способностей”. 2. “Как социальная система организованных при помощи норм и ценностей, функционально полезных, закрепившихся в общественной 23 ванная на распредмечивании этих ценностей, т.е. превращающая богатство * человеческой истории во внутреннее богатство живых личностей, воплощающееся в универсальном освоении, переработке деятельности и самого человека” [159]. Творчество всегда сопровождает деятельность практического психолога. Психотехнологии, которые использует в профессиональной деятельности психолог, способы их применения, неразрывно связаны с развитием и формированием дифференцированной культуры. Подчеркивая творческую природу педагогической деятельности, В.А. Сластенин отмечает: ’’Культура это всегда творчество со всеми характеристиками творческого акта, она всегда рассчитана на адресата, на диалог, а усвоение ее есть процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, сопереживания и сотворчества, где каждый вновь обретенный * элемент культуры не перечеркивает, не отрицает предшествующий пласт культуры” [203, 13]. * Культура с акмеологических позиций это результат творчества со всеми характеристиками творческого акта. Дифференцированная культура практического психолога всегда рассчитана на клиента, на диалог с ним, а ее усвоение и развитие есть динамический процесс личностного роста, создания мира культуры в себе, сопереживания, сотворчества, коммуникативной компетентности как умения “ориентироваться в различных ситуациях” общения, основанного на знаниях, навыках, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия. В связи с этим культурологический подход основан на диалогизации обучения, которое, в первую очередь, требует открытости преподавателя как носителя профессиональной культуры, когда ярко выражено его личностное отношение к той или иной проблеме, к тому или иному ее элементу, Рассмотрение процесса подготовки практического психолога к профес |