Проверяемый текст
Муратова, Надежда Георгиевна; Система судебного контроля в уголовном судопроизводстве: вопросы теории, законодательного регулирования и практики (Диссертация 2004)
[стр. 107]

вынесенного приговора в решениях, принимаемых по результатам рассмотрения жалоб.
УПК РФ 2001 г.
впервые прямо закрепляет право обжалования сторонами вступившего в законную силу судебного решения в порядке надзора.
Ранее действовавший УПК РСФСР такого права участникам уголовного судопроизводства не предоставлял.
Вышестоящие суды полномочны были пересмотреть вступивший в законную силу приговор, определение и постановление на основании протеста соответствующего прокурора или председателей (заместителей) соответствующих судов (ст.
371 УПК РСФСР).
Круг лиц, имеющих право ходатайствовать о пересмотре дела, был достаточно не определен.
Так, ч.
2 ст.
376 УПК РСФСР гласила о том, что в случае, если лицо, истребовавшее дело, не обнаружило в нем оснований для принесения протеста, оно сообщает об этом лицу, учреждению,
организации, по ходатайству которых дело было истребовано для проверки с указанием мотивов отказа.
В отличие от этих положений ч.
1 ст.
402 УПК РФ предусматривает круг лиц, правомочных обжаловать вступившие в законную силу судебные решения это участники уголовного судопроизводства как со стороны обвинения, так и со стороны защиты.
Тем
самым, прекращается практика обжалования в порядке надзора любым физическим и юридическим лицом, причем неоднократно139.
Отмечается, что это дает возможность абсолютно поновому решать вопросы судебного контроля в надзорном
порядке140.
В отличие от УПК РСФСР, прокурор также не может принести протест в той форме, в которой она была предусмотрена ранее, так как в данном случае нарушался бы принцип равенства сторон в уголовном судопроизводстве.
Так же как и остальные участники, наделенные правом обжалования, он вправе лишь ходатайствовать в форме представления о пересмотре судебного решения в порядке надзора.
Данная новелла не случайна.
Во-первых, как отмечалось
139 Комментируя этот момент, авторы говорят об обоснованности прекращения такой практики.
См.: Комментарий к УПК РФ / Под ред.
Д.Н.
Козака, Е,Б.
Мизулиной.
М.: Юрист, 2002.С .
648.
107
[стр. 340]

Действующий УПК РФ 2001 г.
предусмотрел новые правила надзорного производства, которые характеризуются несколько иным смыслом процессуальной деятельности судебных надзорных инстанций.
Это, прежде всего, связано с обеспечением судебно-надзорных гарантий права осужденных за преступление на пересмотр приговора вышестоящим судом (ч.З ст.50 Конституции РФ).
Данное право осужденного ограничению не подлежит (ч.З с.56 Конституции РФ).
В соответствии с ч.1 ст.2 Протокола 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый осужденный судом за совершение преступления имеет право на то, чтобы его осуждение или приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией.
Становление и развитие новой процедуры надзорного производства происходило в условиях признания Конституционным Судом РФ ряда норм УПК РСФСР, регламентирующих надзорное производство, несоответствующими Конституции РФ.
УПК РФ 2001 г.
впервые прямо закрепляет право обжалования сторонами вступившего в законную силу судебного решения в порядке надзора.
Ранее действовавший УПК РСФСР такого права участникам уголовного судопроизводства не предоставлял.
Вышестоящие суды полномочны были пересмотреть вступивший в законную силу приговор, определение и постановление на основании протеста соответствующего прокурора или председателей (заместителей) соответствующих судов (ст.371 УПК РСФСР).
Круг лиц, имеющих право ходатайствовать о пересмотре дела был достаточно не определен.
Так, ч.2 ст.376 УПК РСФСР гласила о том, что в случае если лицо, истребовавшее дело, не обнаружило в нем оснований для принесения протеста, оно сообщает об этом лицу, учреждению
или организации, по х о д а т а й с т в у которых дело было истребовано для проверки, с указанием мотивов отказа.
В отличие от этих положений ч.1 ст.402 УПК РФ предусматривает круг лиц, правомочных обжаловать вступившие в законную силу судебные решения это участники уголовного судопроизводства как со стороны обвинения так и со стороны защиты.
Тем


[стр.,341]

самым прекращается практика обжалования в порядке надзора любым физическим и юридическим лицом, причем неоднократно3.
Отмечается, что это дает возможность абсолютно по-новому решать вопросы судебного контроля в надзорном
порядке4.
В отличие от УПК РСФСР прокурор не может принести протест в той форме, которая была предусмотрена, так как в данном случае нарушался бы принцип равенства сторон в уголовном судопроизводстве.
Так же как и остальные участники, наделенные правом обжалования, он вправе лишь ходатайствовать в форме представления о пересмотре судебного решения в порядке надзора.
Данная новелла не случайна.
Во-первых, как отмечалось
выше, это свидетельствует о реализации принципа состязательности и равенства сторон в уголовном процессе.
Вторым аспектом, безусловно, является международно-правовой.
Никто не должен быть вторично судим или наказан в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое он уже был окончательно оправдан или осужден в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом этого государства (ст.4 Протокола №7 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, п.7 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах).
По-новому определяются и.
полномочия председателей соответствующих судов: они лишены полномочий по опротестованию судебных решений в порядке надзора и тем самым суд освобожден от несвойственной ему функции поддерживать интересы какой-либо одной из сторон, не свойственной с отправлением правосудия и выступать беспристрастным арбитром в споре двух равноправных сторон5.
Постановлением от 14 февраля 2000 г.
№2-п были признаны несоответствующим Конституции РФ ее ст.ст.
19 (ч.1), 46 (чЛ) и 123 (ч.З) положения ч.З ст.377 УПК РСФСР.
Во-первых, было признано 3Комментируя этот момент авторы говорят об обоснованности прекращения такой практики.
Комментарий к УПК РФ/ Под ред.
Д.Н.Козак, Е.Б.Мизулиной.
М.: Юрист, 2002.
С.648.
4 См.: Разумов С.А.
Судебная реформа в России // Судебная реформа и становление правового государства в РФ.
М., 2003.
С.29-31.

[Back]