Проверяемый текст
Муратова, Надежда Георгиевна; Система судебного контроля в уголовном судопроизводстве: вопросы теории, законодательного регулирования и практики (Диссертация 2004)
[стр. 169]

решения, 30,8% аргументировали жалобы нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина.240 Процессуальные нарушения приводят к незаконности действий и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.
Так, под законностью ареста следует рассматривать соблюдение всех норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих порядок применения указанной меры пресечения и продления его срока241.
В соответствии со ст.
75 УПК РФ доказательств, полученные с нарушением требований УПК РФ, являются недопустимыми.
Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания обстоятельств, подлежащих установлению по делу (события преступления, виновность лица в совершении преступления, характер и размер вреда, причиненного преступлением и др.).Нарушения конституционных норм, (неприкосновенность личности, частной жизни, личной и семейной тайны, защита чести и доброго имени и т.д.), также могут служить основанием обжалования действий и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.
Правовой базой обжалования в суд действий и решений, предпринимаемых на досудебном производстве, служат положения международного права, которые на основании ч.4 ст.
15 Конституции являются составной частью ее правовой системы.
Так, ч.
4 ст.
9 Международного пакта о гражданских и политических правах
от 19 декабря 1966 года гласит: «Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его, освобождении, если задержание 240 Анкетирование в рамках научного исследования автора проводилось 14.01.2004 г.
в г.
Казани.
т Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 3 «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей» // Сборник постановлений Пленумов ВС СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.
М., 2000.
С.
425-428.
169 I
[стр. 101]

актуальна в свете изменений в уголовно-процессуальном законодательстве и правоприменительной практике.
После существенных изменений в уголовно-процессуальном законодательстве, внесенных в мае 1992 г., судебная практика обрела четкие процессуальные формы с точки зрения демократических основ правового государства, а судебная власть весьма важные для зарождающегося правового государства полномочия13.
Закон РФ от 23.05.92г.
впервые дополнил текст УПК РСФСР новыми статьями, имеющими принципиальное значение для всего уголовного судопроизводства России: ст.220-1 УПК (обжалование в суд ареста или продления срока содержания под стражей), ст.220-2 УПК (судебная проверка законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей).
Это стало реальным воплощением идеи о судебном контроле за применением мер уголовно-процессуального принуждения в соответствии с Концепцией о судебной реформе 1991 г.
Верховным Судом РФ были приняты два Постановления от 27 апреля 1993 г.
«О практике судебной проверки законности ареста или продления срока содержания под стражей» и от 29 сентября 1994 г.
«О выполнении судами постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 г.
№ 3 «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей».

В них были даны разъяснения судам, что в соответствии со ст.9 Международного пакта о гражданских и политических правах каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание осуществлено незаконно.
Воплощением реализации новых полномочий судей в уголовном 1 3 См.: Томин В.Т.
Уголовное судопроизводство: революция продолжается.
Н.Новгород, 1989.
С.112; Томин В.Т.
Острые углы уголовного судопроизводства.
М., 199].


[стр.,224]

служить поводом для отказа в принятии ее к производству52.
Жалоба в устной форме должна быть занесена дознавателем, следователем, прокурором в протокол, составляемый в соответствии со ст.
166 УПК, (судом в протокол судебного заседания).
При подаче жалобы участники уголовного судопроизводства могут использовать родной язык или другой язык, которым они владеют (ч.2 ст.
18 УПК РФ).
Дознаватель, следователь, прокурор и суд должны обеспечить возможность лицу при подаче жалобы бесплатно пользоваться услугами переводчика.
Предметом жалобы являются действия и решения дознавателя, органа дознания, следователя, прокурора, а основанием ее следует считать нарушения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
Предметом обжалования в судебном порядке являются два вида действий и решений.
Первая группа это решения, обжалование в суд которых прямо предусмотрено в УПК РФ: постановления дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела (ч.1 ст.
125, ч.5 ст.148) и о прекращении уголовного дела (ч.1 ст.
125).
В суд может быть подана жалоба и на отказ в приеме сообщения о преступлении (ч.5 ст.
144).
Установление права обжалования в суд именно этих процессуальных решений обусловлено тем, что они влекут прекращение уголовно-процессуальных отношений, препятствуют дальнейшему производству по делу и могут существенно ограничить права и законные интересы гражданина.
Вторую группу составляют иные действия (бездействия) и решения, должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию (ч.
1 ст.
125 УПК РФ).
5 2 Постановление Пленума ВС от 29 сентября 1994 гола № 6 «О выполнении судами постановления Пленума ВС от 27 апреля 1993 года № 3 «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей» // Бюллетень ВС РФ, 1995, № 1 (признано утратившим силу Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г.
№ 1).

[Back]