Проверяемый текст
Муратова, Надежда Георгиевна; Система судебного контроля в уголовном судопроизводстве: вопросы теории, законодательного регулирования и практики (Диссертация 2004)
[стр. 29]

порядке надзора были переданы президиумам этих судов, а постановлением ВЦИК от 10 мая 1932 г.
расширен и круг лиц, имевших право на истребование дел в порядке надзора.
С этого времени право опротестования в порядке надзора имели: Прокурор СССР,
прокуроры союзных и автономных республик, прокурор области, края, округа, района, Председатель Верховного Суда СССР, председатели верховных судов союзных республик, председатели главных судов автономных республик, председатели краевых, областных, окружных судов.
Органами, правомочными пересматривать вступившие в законную силу приговоры, являлись: Пленум Верховного Суда СССР, судебно-надзорная коллегия Верховного Суда СССР, пленум, президиум и уголовная коллегия Верховного суда союзной республики, президиум главного суда автономной республики, пленум, президиум краевого, областного суда и их коллегии, президиум окружного суда.
Сложившийся порядок судебного надзора обеспечивал возможность быстрого пересмотра вступивших в законную силу
неправильных приговоров.
Принятая в 1936 году Конституция СССР закрепила важные принципы судоустройства и процесса, объединив все суды в единую систему.
Изданный в
29
[стр. 46]

легли на всю судебную систему Советского государства.
По данным официальной статистики, в лагеря и тюрьмы ГУЛАГа НКВД за контрреволюционные преступления было заключено в 1934 г.
135190 человек (26,5% от общего числа осужденных), в 1935 г.
118256 (16,3%), в 1936 г.
105849 (12,6%), в 1937 г.
104829 (12,8%), в 1938 г.
185324 (18,6%), в 1939 г.
-454432 (34,5%)40.
В 30-е годы XX в.
дальнейшее развитие законодательства, регламентировавшего механизм судебного контроля по уголовным делам, шло по пути то расширения, то ограничения круга как судебно-надзорных инстанций, компетентных рассматривать дела в порядке надзора, так и должностных лиц, правомочных приносить протесты в порядке надзора.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 16 декабря 1930 г.
функции пленумов Верховных и краевых судов по пересмотру уголовных дел в порядке надзора были переданы президиумам этих судов, а постановлением ВЦИК от 10 мая 1932 г.
расширен и круг лиц, имевших право на истребование дел в порядке надзора.
С этого времени право опротестования в порядке надзора имели: прокурор СССР,
союзной и автономной республики, прокурор области, края, округа, района; председатель Верховного Суда СССР, председатели верховных Судов союзных республик, председатели главных судов автономных республик, председатели краевых, областных, окружных судов.
Органами, правомочными пересматривать вступившие в законную силу приговоры, являлись: Пленум Верховного Суда СССР, судебно-надзорная коллегия Верховного Суда СССР, Пленум, Президиум и Уголовная коллегия Верховного суда союзной республики; Президиум Главного суда автономной республики, Пленум, Президиум краевого, областного суда и их коллегии, Президиум окружного суда.
Сложившийся порядок судебного надзора обеспечивал возможность быстрого пересмотра вступивших в законную силу
неправосудных 4 (1См.: Смьжалин А.
Указ.
соч.
С.42.


[стр.,47]

приговоров41.
Принятая в 1936 г.
Конституция СССР закрепила важные принципы судоустройства и процесса, объединив все суды в единую систему.
Изданный в
соответствии с Конституцией СССР, Закон о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик 1936 г., установил два вида проверки законности и обоснованности приговоров: в кассационном порядке (ст.
15) и в порядке надзора (ст.16)42.
Закон сократил как число лиц, правомочных опротестовывать вступившие в законную силу судебные решения, так и число судебно-надзорных инстанций.
Он сохранил это право за Верховным Судом СССР и Верховными судами союзных республик и только по протестам Прокурора СССР, Прокурора союзной республики, Председателя Верховного Суда СССР, Председателя Верховного суда союзной республики.
Но закон 1938 г.
не освободил нижестоящих прокуроров от обязанности наблюдать за правильным и единообразным применением законов.
Они, узнав из имеющихся у них данных и поступающих к ним сообщений о незаконности и необоснованности вынесенного приговора, вступившего в законную силу, обязаны были проверить эти данные путем истребования дела.
Обнаружив при ознакомлении с делом, что приговор неправосуден, они вправе были выйти с представлением к вышестоящему прокурору.
Таким образом, Великая Отечественная война, условия военного времени потребовала перестройки судебных органов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г.
«О военном положении» и «Положением о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий»4 3 была расширена компетенция трибуналов и изменен порядок обжалования и пересмотра приговоров.
Приговоры военных трибуналов обжалованию и пересмотру в кассационном порядке не подлежали, допускался их пересмотр только в порядке судебного надзора.
Порядок 4 1 См.: Рахунов Р.Д.
Пересмотр приговоров и определений в президиумах судов.
М., 1956.
С.19-20.
42Ведомости Верховного Совета СССР, 1938.
№ 17.
Ст.360.
43Ведомости Верховного Совета СССР, 1941.
-№ 29.
Ст.203.

[Back]