Проверяемый текст
Муратова, Надежда Георгиевна; Система судебного контроля в уголовном судопроизводстве: вопросы теории, законодательного регулирования и практики (Диссертация 2004)
[стр. 44]

Уполномоченный по правам человека в РФ в своем специальном докладе «О выполнении Россией обязательств, принятых при вступлении в Совет Европы» отметил: «Мы еще далеки от того момента, когда судьи, принимая решение по тому или иному делу, будут применять не только нормы российского права, но и европейских конвенций, руководствоваться прецедентными решениями Европейского суда, когда каждый гражданин будет знать о своих правах и свободах, гарантированных Конституцией России и европейскими документами и уметь их защищать»57.
Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН, в резолюции ООН «Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» (1970 г.), в Парижской хартии для новой Европы (1990 г.) и во многих других международных документах.
Для тех государств, которые не участвуют в международных договорах, закрепивших эти принципы, они обязательны как международно-правовые обычаи.

Генеральной Ассамблеей ООН выработаны принципиальные правовые позиции международных стандартов правосудия.
Например, используются следующие нормативные акты:
1)Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 г., согласно которому лицо, задержанное по уголовному обвинению, имеет право в любое время возбудить разбирательство перед судебным или иным органом для оспаривания законности задержания; 2) Процедуры эффективного осуществления основных принципов независимости судебных органов, принятых резолюцией Экономического и Социального совета ООН 1989/60 от 24 мая 1999 г., согласно которым, в частности, ни от одного судьи нельзя требовать выполнения функций, не совместимых с его независимым статусом; 57См.: Совет Европы и Россия.-2 0 0 2 .-№ 3 3 0 .
С.
18-19.
44 I
[стр. 388]

указанные права могут быть существенно ограничены, а, в ряде случаев, и просто нарушены.
Согласно ч.4 ст.
15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
При определении роли норм международного права в решениях Конституционного Суда вопрос о системности правовых актов имеет первостепенное значение.
Некоторые нормы международного права Конституцией России введены непосредственно в правовую систему государства.
Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН, в резолюции ООН «Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» (1970 г.), в Парижской хартии для новой Европы (1990 г.) и во многих других международных документах.
Для тех государств, которые не участвуют в международных договорах, закрепивших эти принципы, они обязательны как международно-правовые обычаи.

Конституционный Суд в своих решениях неоднократно использовал общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации для обоснования своих правовых позиций.
Для формирования своей правовой позиции Конституционный Суд выделил, в частности такие акты, как соглашение о контрольном механизме в Германии между правительствами СССР, США и Великобритании от 14 ноября 1944 г.; приговор Нюрнбергского трибунала от 1 октября 1946 г.; мирные договоры 1947 г.
с Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией и много других международных документов25.
Конституционный Суд неоднократно использовал положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод и в том толковании, которое уже 2 5См.: Тиунов О.
Решения Конституционного Суда РФ и международное право // Российская юстиция, 2001.-№10.


[стр.,391]

процедурных норм УПК РФ, исключающих до постановления приговора возможность обжалования и пересмотра в кассационном порядке определений (постановлений) суда первой инстанции: о назначении судебного заседания, о применении меры пресечения, о приостановлении дела, о помещении лица в медицинское учреждение для проведения стационарной судебнопсихиатрической экспертизы об отложении разбирательства.
3.
Постановление КС РФ от 6 июля 1998 г.
№ 21-П, признавшим несоответствующим Конституции РФ и Международному пакту положение 4.5 ст.335 УПК РСФСР, лишавшего осужденного права на обжалование в кассационном порядке приговора Верховного Суда Российской Федерации.
4.
Постановление КС РФ № 3-П от 2 февраля 1999 г., признавшим несоответствующим Конституции РФ и Международному пакту рад процедурных норм УПК РСФСР и Постановление Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г.
№ 5451/1-1, препятствовавшим реальному обеспечению права обвиняемому в удовлетворении ходатайства о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей.
5.
Постановление КС РФ от 14 января 2000 г.
№ 1-П, признавшим несоответствующим Конституции РФ и Международному пакту ряд процедурных норм УПК РСФСР, допускавших и предусматривавших полномочия суда возбуждать уголовное дело, в том числе, в отношении нового лица.
Кроме того, некоторые решения Конституционного Суда РФ содержат принципиальные правовые позиции, выработанные Генеральной Ассамблеей ООН.
Например, используются следующие нормативные акты:
Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 г., согласно которым лицо, задержанное по уголовному обвинению, имеет право в любое время возбудить разбирательство перед судебным или иным органом для оспаривания законности задержания (Постановление КС РФ № 14-П от 13 июня 1996 г.);

[стр.,420]

апелляции 0,1 дела, в кассации 49,9 дел, в надзоре (у судьи) 16,5 дел31.
Для всестороннего и полного познания общепризнанных принципов и норм международного права, представляется, в судах необходимо ввести должность «специалист-международник».
Как отмечал Уполномоченный по правам человека в РФ в своем Специальном докладе «О выполнении Россией обязательств, принятых при вступлении в Совет Европы», мы еще далеки от того момента, когда судьи, принимая решение по тому или иному делу, будут применять не только нормы российского права, но и европейских конвенций, руководствоваться прецедентными решениями Европейского Суда, когда каждый гражданин будет знать о своих правах и свободах, гарантированных Конституцией России и европейскими документами, и уметь их защищать32.
Специалист-международник, имея профессиональные знания, обеспечит: а) разъяснение по содержанию отдельных норм международного права, б) поиск судебных прецедентов Европейского суда, в) разъяснение их применения в конкретном случае.
Такая должность в судах общей юрисдикции во всех инстанциях может способствовать правильному формированию у правоприменителя (судьи) правового мышления современного уровня, необходимого для своевременной защиты прав граждан, юридических лиц, общества и государства.
Предложения о специальных должностях в судах неоднократно обсуждались юридической общественностью.
Так, при обсуждении проблем восстановительного правосудия говорилось о неизбежности повышения качества судебных решений в том случае, если ему предшествует деятельность судебного социального работника как помощника в сборе информации об условиях жизни и воспитании несовершеннолетнего, об особенностях личности.
В этом же аспекте говорится о должности «посредника», которому могут быть поручены посреднические переговоры между обвиняемым 3 1См.: Работа судов Российской Федерации // Российская юстиция, 2003.
№ 8.
С.
71.
3 2См.: Совет Европы иРоссия.
Спецвыпуск.
Заказ № 330.
2002.
-С.
18-19.

[Back]