Проверяемый текст
Иванова, Наталия Ивановна; Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (Диссертация 2004)
[стр. 102]

что современные казахские семьи в большинстве случаев являются двупоколенными, что даже в деревнях молодая семья живет отдельно, и это затрудняет общение бабушек и дедушек с внуками, тем самым, делая невозможным передачу опыта традиций народа младшему поколению.
Одной из наиболее острых на сегодняшний день проблем является вопрос о взаимоотношениях человека и природы, что очень тесно связано и с проблемой природосообразного воспитания.
В связи с этим мы попытались выяснить отношение учащихся к своей родной природе.
35% учащихся ответили, что они тесно связаны с ней и в будущем не собираются уезжать из родных мест; 45% что им
нравится жизнь на природе, но что это не повлияет на их решение уехать в город; 20% что им безразлична жизнь природы, что у них своя жизнь.
Это свидетельствует о бесперспективном положении, в котором оказалась современная деревня, сельское хозяйство.
Во все времена перед человеком стоял вопрос о ценностной ориентации.
Но не всякая ценность является побудителем активности человека.
Например, то, что является безусловной ценностью для одного человека и оказывает влияние на его деятельность, может приниматься как ценность
для другого, но не оказывать никакого влияния на его активность.
Однако в данном случае речь идет о ценностях
национального характера, тесно связанных с самим менталитетом казахского народа.
Мы попытались выявить ценностные ориентации современных
казахских детей.
Учащимся была предложена анкета на 50 человек, с вопросом «Можете ли Вы указать цели своей жизни?» Из 15 предложенных вариантов ответов они должны были выбрать только пять (таблица 1, приложение 1).
Ответы на данный вопрос подтверждают результаты научных исследований, показывающий, что в иерархии материальных и духовных ценностей человек, семья, родной народ, родная культура занимают ведущее место,
несмотря на существенные изменения в ценностно-ориентационной сфере населения и общественном сознании в последние годы.
С целью выявления знания нравственных понятий мы провели
ппсь
[стр. 97]

братьями и/или сестрами; 5% с соседями, с другими родственниками.
Такой расклад показывает, что современные чувашские семьи в большинстве случаев являются двупоколенными, что даже в деревнях молодая семья живет отдельно, и это затрудняет общение бабушек и дедушек с внуками, тем самым делая невозможным передачу опыта традиций народа младшему поколению.
Одной из наиболее острых на сегодняшний день проблем является вопрос о взаимоотношениях человека и природы, что очень тесно связано и с проблемой природосообразного воспитания.
В связи с этим мы попытались выяснить отношение учащихся к своей родной природе.
35% учащихся ответили, что они тесно связаны с ней и в будущем не собираются уезжать из родных мест; 45% что им
нравиться жизнь на природе, но что это не повлияет на их решение уехать в город; 20% что им безразлична жизнь природы, что у них своя жизнь.
На такой расклад влияет, скорее всего, то бесперспективное положение, в котором оказалась современная деревня, сельское хозяйство.
Во все времена перед человеком стоял вопрос о ценностной ориентации.
Но не всякая ценность является побудителем активности человека.
Например, то, что является безусловной ценностью для одного человека и оказывает влияние на его деятельность, может приниматься как ценность
на другого, но не оказывать никакого влияния на его активность.
Однако в данном случае речь идет о ценностях
и национального характера, тесно связанных с самим менталитетом чувашского народа.
Мы попытались выявить ценностные ориентации современных
чувашских детей.
Учащимся была предложена анкета с вопросом «Можете ли Вы указать цели своей жизни?» Из 15 предложенных вариантов ответов они должны были выбрать только пять (см.
таблицу 1в приложении 1) Ответы на данный вопрос подтверждают результаты научных исследований, показывающий, что в иерархии материальных и духовных ценностей человек, семья, родной народ, родная культура занимают ведущее место, не96

[стр.,98]

смотря на существенные изменения в ценностно-ориентационной сфере населения и общественном сознании в последние годы.
С целью выявления знания нравственных понятий мы провели
письменный опрос по методике «понятийный словарь».
Учащимся старшего звена было предложено раскрыть содержание и выделить существенные признаки таких опорных в чувашской культуре понятий, как честность, доброта, здоровье, трудолюбие, целомудрие (скромность), ум, дружба и гармония.
Анализ полученных ответов показал, что 73% учащихся затрудняются определить данные понятия; лишь 20% учащихся смогли выделить один-два признака, характеризующих данные понятия; 7% учащихся вообще не ответили.
В связи с этим мы поставили задачу улучшить глубину понимания учащимися вышеназванных понятий и нравственных ценностей, отражающихся в них.
В ходе выполнения этого задания учащимся также было предложено выделить три качества, которые они ценят во взаимоотношениях между ними.
Результаты опроса показали, что старшеклассники, прежде всего, выделяют такие качества, как честность, доброта, умение дружить.
Вот что пишет по этому поводу Ефимов Анатолий (10 класс): «В своем поведении чуваш должен сохранять чувство человеческого достоинства, требующее от него проявление таких качеств, которые присущи настоящему чувашу.
Эти качества должны в нем формироваться в семье, воспитываться в школе и совершенствоваться в работе над собой.
Поэтому хотелось бы, чтобы в школе проводились беседы, вечера, познавательные игры и другие мероприятия по вопросам ознакомления учащихся с духовной культурой своего народа и не только; чтобы организовывали встречи с интересными личностями и т.д.» Уровень духовной зрелости учащихся, уровень их природосообразной воспитанности мы определяли также с помощью методики «незаконченные предложения».
Мы предложили учащимся закончить следующие предложения: «В жизни я руководствуюсь следующими принципами своего народа...», «По сравнению с другими тюркоязычными народами женщины у чувашей...», «Взрослые и старые люди у чуваш всегда...», «Природа для чува97

[Back]