и активизации их знаний, повышения уровня культуры межнационального общения. Как мы уже отметили, программы многих предметов имеют большие возможности для природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики. К сожалению, материал урока не всегда используется для целенаправленного формирования у учащихся знаний культуры своего народа, природосообразной по своей сути. Опрос учителей и изучение их тематических, поурочных планов показал, что большинство из них (около 85%) не используют в учебном материале средства казахской народной педагогики, не раскрывают ценностное содержание взаимосвязи бытия человека и бытия природы, экологического мышления вообще. Вместе с тем выявлено, что учитель, который не обходит стороной сложных вопросов жизни, в том числе и вопросы любви и гармонии (человеческой и вселенской), семьи (как природосообразного института воспитания), бытия человека вообще, заслуживает большого уважения у старшеклассников, и, естественно, интерес к преподаваемому им предмету гораздо выше. Успех этой работы зависит не от «привязки» к каждому уроку «воспитательных моментов», не от количества мероприятий, а, главным образом, от глубины и продуманности этого аспекта воспитания, от нравственной установки, убежденности самих педагогов, воспитателей, их мастерства и такта. А.С. Макаренко подчеркивал, что именно в этой области инструмент прикосновения к личности должен быть тончайшим и деликатным, каждое слово должно быть значительным и мудрым: «экономное и серьезное слово о мужественности и целомудрии, о красоте жизни и ее достоинстве» должно способствовать рождению будущей любви, «творческой силы жизни». Найти нужный момент на уроке для беседы о взаимоотношениях между человеком и человеком, человеком и миром, природой, построить с учащимися доверительные отношения, обеспечить положительный интерес к проблеме — задача нелегкая, потому как за партами сидят ребята, еще не способные иногда до конца понять и осмыслить эти вопросы, да и учителя -предметники не |
ценностного осмысления народных природосообразных традиций. Ответы показывают, что учителя осознают необходимость природосообразного развития и воспитания учащихся на основе народной педагогики, хотя и не совсем ясно представляют содержание, формы и методы данной работы. Формирующий этап эксперимента включал в свое содержание: -формирование в рамках изучения дисциплин знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для построения природосообразных отношений с окружающими людьми и миром, ценностного отношения к родной природе; -интеграцию активных форм обучения и воспитания (ролевые игры, тренинги, дискуссии и др.) с традициями, методами и средствами чувашской народной педагогики; -организацию самостоятельной работы учащихся по изучению своей родословной, опыта народной природосообразной жизнедеятельности в своих семьях; -проведение факультативного курса «Родной край как фактор природосообразного воспитания человека», разработанного с учетом прогрессивных духовно-нравственных традиций чувашского народа в сопоставлении с традициями народов Башкортостана: русских, башкир, татар и др.; а также с учетом достижения наук о единстве природы и человека; -организацию взаимодействия семьи, школы с целью повышения педагогической культуры родителей, укрепления семьи, формирования ценностного отношения к природе и ребенку как части природы; -организацию встреч, экскурсий и других совместных мероприятий с представителями вышеназванных народов с целью обмена опытами народного воспитания, обогащения духовной культуры, расширения кругозора учащихся и активизации их знаний, повышения уровня культуры межнационального общения. Как мы уже отметили, программы многих предметов имеют большие возможности для природосообразного воспитания учащихся средствами на100 родной педагогики. К сожалению, материал урока не всегда используется для целенаправленного формирования у учащихся знаний культуры своего народа, природосообразной по своей сути. Опрос учителей и изучение их тематических, поурочных планов показал, что большинство из них (около 85%) не используют в учебном материале средства чувашской народной педагогики, не раскрывают ценностное содержание взаимосвязи бытия человека и бытия природы, экологического мышления вообще. Вместе с тем выявлено, что учитель, который не обходит стороной сложных вопросов жизни, в том числе и вопросы любви и гармонии (человеческой и вселенской), семьи (как природосообразного института воспитания), бытия человека вообще, заслуживает большого уважения у старшеклассников, и, естественно, интерес к преподаваемому им предмету гораздо выше. Успех этой работы зависит не от «привязки» к каждому уроку «воспитательных моментов», не от количества мероприятий, а, главным образом, от глубины и продуманности этого аспекта воспитания, от нравственной установки, убежденности самих педагогов, воспитателей, их мастерства и такта. A.C. Макаренко подчеркивал, что именно в этой области инструмент прикосновения к личности должен быть тончайшим и деликатным, каждое слово должно быть значительным и мудрым: «экономное и серьезное слово о мужественности и целомудрии, о красоте жизни и ее достоинстве» должно способствовать рождению будущей любви, «творческой силы жизни». Найти нужный момент на уроке для беседы о взаимоотношениях между человеком и человеком, человеком и миром, природой, построить с учащимися доверительные отношения, обеспечить положительный интерес к проблеме задача нелегкая, потому как за партами сидят ребята, еще не способные иногда до конца понять и осмыслить эти вопросы, да и учителя предметники не всегда могут использовать тему урока для раскрытия разных аспектов рассматриваемой проблемы. Однако, с другой стороны, у них в педагогическом арсенале имеется универсальное средство воспитания чувашская народная культура, чувашская народная педагогика. 10! Выводы по второй главе Опытно-экспериментальная работа подтвердила верность разработанной нами модели и позволяет сделать следующие выводы: 1. И природа, и деятельность людей, а следовательно, и воспитание подчинены определенным законам. Поэтому, как утверждал Я.А. Коменский, детей нужно воспитывать, следуя этим законам природы в широком понимании этого слова, поскольку закономерность природосообразности воспитания соответствует самой сути человека. Вместе с тем, природосообразное воспитание невозможно без учета социальноисторических, географических, региональных и локальных условий, определяющих своеобразие данного процесса в конкретной ситуации. Так, условия полиэтничности, характерные для многонациональной России, ярко проявляются и в Республике Башкортостан, что сказывается на организации природосообразного воспитания национальных школ, тем самым актуализируя данное направление исследований. 2. Эффективность процесса природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики зависит не от «привязки» к каждому уроку «воспитательных моментов», не от количества мероприятий, а, главным образом, от глубины и продуманности этого аспекта воспитания, от нравственных установок, убежденности самих учителей и родителей. Задача эта нелегкая. Но, с другой стороны, у них в педагогическом арсенале имееются универсальные средства народной педагогики. Кроме этого, для обеспечения готовности учителей и родителей к природосообразному воспитанию следует организовать педагогические лектории по данной проблеме. 3. Работу по природосообразному воспитанию учащихся можно проводить в процессе изучения многих дисциплин школьной программы. С одной стороны, это ведет к повышению результативности данной работы, с другой стороны, происходит экономия времени как учителей, так и учащихся, что в последствии предотвратит их перегрузку. Особенно большими возможностями для природосообразного воспитаI 74 |