Говоря о потребностях развивающейся личности, следует отметить, что они представляют собой явления бессознательного характера. Эти потребности в развитии заложены в человеке изначально и составляют естественную основу его воспитания. Поэтому в деле формирования личности человека важно учитывать не только фактор сознательного, но и бессознательного; а в процессе природосообразного (естественного) воспитания фактор бессознательного работает эффективнее, чем сознательное. Это связано с тем, что на бессознательном уровне человек усваивает такую информацию, которая близка ему, при восприятии которой он эмоционально переживает (речь идет о положительных эмоциях). А в данном случае это родная природа, родной народ, родной язык, родная культура. Бессознательное отличается от сознательного тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями человека, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действия и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается человеком через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми, как непосредственное, эмоциональное чувствование (Я — часть родного народа, я родной сын своей мамы), идентификация (я — тоже человек, казах, сын казахского народа), объединение различных явлений в один ряд через сопричастие (родной народ, родная природа, родной язык), а не через выявление логических различий. Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенка в действительности, в сновидениях, в привычных действиях, в непроизвольном запоминании; в стремлениях, в чувствах и поступках, причины которых не осознаются личностью, а только интуицию. Следовательно, в процессе природосообразного воспитания важно учитывать особенности и механизм работы бессознательного, чтобы развитие личности шло естественно, без отрицательных эмоций. Так, родителям, учителям и воспитателям следует знать, что, как утверждает ученый — психолог В.С. Мухина, ребенок постигает значение этических ценностей в культурах народов через рассудочное и эмоциональное общение с взрослыми или с |
Вообще, работу по природосообразному воспитанию с использованием средств народной педагогики можно проводить при прохождении многих дисциплин школьной программы. С одной стороны, это ведет к повышению результативности данной работы, с другой стороны, происходит экономия времени как педагогов, так и учащихся, что в последствии предотвратит их перегрузку. Перегрузка, как известно, негативно воздействует как на развитие познавательного интереса учащихся, так и на общее состояние в целом. Кроме того, многократное изучение одной и гой же проблемы может привести и к обратному эффекту: вместо заинтересованного отношения мы можем приобрести глубокое равнодушие учащихся к вопросам этнокультуры и этнопедагогики, природосообразного развития и воспитания.. Поэтому мы установили тесный контакт как с классными руководителями, так и с учителями —предметниками. Это позволило нам оптимизировать содержание материала по принципу природосообразности жизни и усилить практическую часть работы. С целью избежания дублирования воспитательной деятельности, мы так же согласовали план работы и с психологом школы. Консультировались с ним по вопросу учета в процессе природосообразного воспитания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, так как Г.Н. Волков утверждает, что требование учитывать данные особенности вытекает из требования сообразовываться с природой воспитуемого, развивает, конкретизирует и дополняет понимание природосообразности. Психолог объяснил учителям, что на каждом этапе развития человека актуализирую гея разные потребности. Актуализирующиеся в процессе его роста и развития потребности являются базовыми свойствами и составляют «ядро» его личности. Учет и удовлетворение актуализирующихся потребностей человека составляет основу его воспитания. Говоря о потребностях развивающейся личности, следует отметить, что они представляют собой явления бессознательного характера. Эти потребности в развитии заложены в человеке изначально и составляют естественную основу его воспитания. Поэтому в деле формирования личности человека 102 важно учитывать не только фактор сознательного, но и бессознательного; а в процессе природосообразного (естественного) воспитания фактор бессознательного работает эффективнее, чем сознательное. Это связано с тем, что на бессознательном уровне человек усваивает такую информацию, которая близка ему, при восприятии которой он эмоционально переживает (речь идет о положительных эмоциях). А в данном случае это родная природа, родной народ, родной язык, родная культура. Бессознательное отличается от сознательного тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями человека, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действия и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается человеком через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми, как непосредственное, эмоциональное вчувствование (Я часть родного народа, я родной сын своей мамы), идентификация (я тоже человек, чуваш, сын чувашского народа), объединение различных явлений в один ряд через сопричастие (родной народ, родная природа, родной язык), а не через выявление логических различий. Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенка в действительности, в сновидениях, в привычных действиях, в непроизвольном запоминании; в стремлениях, в чувствах и поступках, причины которых не осознаются личность, в интуиции. Следовательно, в процессе природосообразного воспитания важно учитывать особенности и механизм работы бессознательного, чтобы развитие личности шло естественно, без отрицательных эмоций. Так, родителям, учителям и воспитателям следует знать, что, как утверждает ученый психолог B.C. Мухина, ребенок постигает значение этических ценностей в культурах народов через рассудочное и эмоциональное общение со взрослыми или с другими детьми. И нравственное развитие личности ребенка в большей мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами (иначе с народным идеалом совершенного человека). 103 |