мнению современных педагогов, психологов и социологов, выступают в качестве основных социально-личностных характеристик идеального человека. Это и обусловило то обстоятельство, что все темы курса мы рассматривали в контексте духовно-нравственных традиций казахского народа и принципа природосообразности (Приложение 5). Во введении раскрывается природная сущность человека и его жизни. Характеризуются современные тенденции развития взаимоотношений природы и человека, человека и человека (глобальный характер экологической проблемы, экология природы, экология человека, экология культуры и т.д.). Обосновывается необходимость специального природосообразного естественного развития и воспитания учащихся. Задачей первого раздела «Природа и человек в свете духовно-нравственных и культурных традиций казахского народа» является углубление и закрепление знаний учащихся в области духовной культуры и природосообразных традиций казахского народа. Раскрывается значение таких нравственных и природосообразных понятий, как чистота, порядок, любовь, гармония. Рассматриваются природосообразные нормы поведения в религиозных верованиях народа и их нравственная сущность. Изучается положение природы у казахов в прошлом и настоящем. В этом разделе также рассматриваются нравственные нормы природосообразного поведения в христианской, исламской и буддийской культурах в сопоставлении. При изучении первого раздела мы поставили задачу по выявлению осознания учащимися природосообразной сущности человека и его жизни. Наряда с теоретическими занятиями, учащиеся пополняли свои знания в ходе самостоятельного изучения литературы по истории появления и функционирования человека и его культуры благодаря природе, об эволюции их взаимоотношений с природой, современных тенденциях развития этих взаимоотношений. В результате проделанной работы старшеклассники пришли к выводу, что культура является исторически конкретной системой взаимоотношений между человеком и природой. Социальная необходимость |
В своей работе по программе мы рассматривали проблему духовнонравственного становления личности учащихся через систему общечеловеческих ценностей духовно-нравственной культуры чувашского народа. Как мы считаем, становление личности природосообразного человека немыслимо без усвоения культуры, традиций и обычаев родного народа, в которых сконцентрирован опыт природосообразной жизни многих поколений, так как этнос, наряду с другими общностями, также накладывает отпечаток на психологию человека, его поведение, социальный облик в целом. Общественные условия жизни чуваш и их система воспитания с раннего детства формировали у ребенка понятия чести и достоинства, честности и чистоты, здоровья во всех смыслах гуманизма и доброты, трудолюбия и патриотизма, милосердия и сочувствия, мира и согласия, любви и гармонии и других понятий, связанных с идеалом совершенного человека, всесторонне развитой личности. Как раз эти качества, по мнению современных педагогов, психологов и социологов, выступают в качестве основных социально-личностных характеристик идеального человека. Это и обусловило то обстоятельство, что все темы курса мы рассматривали в контексте духовно-нравственных традиций чувашского народа и принципа природосообразности. Во введении раскрывается природная сущность человека и его жизни. Характеризуются современные тенденции развития взаимоотношений природы и человека, человека и человека (глобальный характер экологической проблемы, экология природы, экология человека, экология культуры и т.д.). Обосновывается необходимость специального природосообразного естественного развития и воспитания учащихся. Задачей первого раздела «Природа и человек в свете духовнонравственных и культурных традиций чувашского народа» является углубление и закрепление знаний учащихся в области духовной культуры и природосообразных традиций чувашского народа. Раскрывается значение таких нравственных и природосообразных понятий, как чистота, порядок, любовь, гармония. Рассматриваются природосообразные нормы поведения в религи136 озных верованиях народа и их нравственная сущность. Изучается положение природы у чувашей в прошлом и настоящем. В этом разделе также необходимо рассмотреть нравственные нормы природосообразного поведения в христианской, исламской и буддийской культурах в сопоставлении. При изучении первого раздела мы поставили задачу по выявлению осознания учащимися природосообразной сущности человека и его жизни. Наряду с лекциями, учащиеся пополняли свои знания в ходе самостоятельного изучения литературы по истории появления и функционирования человека и его культуры благодаря природе, об эволюции их взаимоотношений с природой, современных тенденциях развития этих взаимоотношений. В результате проделанной работы старшеклассники пришли к выводу, что культура является исторически конкретной системой взаимоотношений между человеком и природой. Социальная необходимость ее обусловлена природной потребностью человека в материальной и духовной деятельности. Учащиеся также осознали, что культура со временем меняется, приспосабливаясь к изменяющимся отношениям человека к природе, к человеку, что отражается на воспитании подрастающего поколения, на его мировоззрении и ценностях. При этом подчеркивается невозможность существования и развития человечества вне природы. В результате проведенной работы 80% учащихся в своих итоговых творческих работах отметили жизненную значимость гармоничных взаимоотношений человека и природы, человека и человека для духовнонравственного развития как личности, так и общества. Следует отметить, что постижение природной сущности человека происходило не только при изучении первого раздела. К вопросам ценности гармоничных взаимоотношений человека и природы и естественного развития мы возвращались при изучении всех тем факультативного курса. Это объясняется тем, что общечеловеческие ценности гармоничного во всех отношениях человека пронизывает весь спектр вопросов и проблем, представленных к изучению в нашей программе факультативного курса. 137 |