ее обусловлена природной потребностью человека в материальной и духовной деятельности. Учащиеся также осознали, что культура со временем меняется, приспосабливаясь к изменяющимся отношениям человека к природе, к человеку, что отражается на воспитании подрастающего поколения, на его мировоззрении и ценностях. При этом подчеркивается невозможность существования и развития человечества вне природы. В результате проведенной работы 80% учащихся в своих итоговых творческих работах отметили жизненную значимость гармоничных взаимоотношений человека и природы, человека и человека для духовно-нравственного развития, как личности, так и общества. Следует отметить, что постижение природной сущности человека происходило не только при изучении первого раздела. К вопросам ценности гармоничных взаимоотношений человека и природы и естественного развития мы возвращались при изучении всех тем факультативного курса. Это объясняется тем, что общечеловеческие ценности гармоничного во всех отношениях человека пронизывает весь спектр вопросов и проблем, представленных к изучению в нашей программе факультативного курса. Как мы уже отметили, основной задачей становления природосообразной личности является формирование у учащихся личностных духовно-нравственных качеств человека на основе изучения духовных и природосообразных идей, традиций своего народа. С целью приобщения учащихся к природосообразным традициям своего народа в процессе внеклассной работы школьники участвовали в инсценировке таких народных обрядов, как «Наурыз», «Беташар», «Сундетке жаткызу» и др. Действующими лицами были учащиеся всех классов, учителя, родители. При подготовке сценария этих мероприятий активное участие принимали и сами ученики. Они читали литературу, вместе с учителем музыки подбирали и разучивали песни, ставили танцевальные номера и т.д. Это способствовало развитию коммуникативных навыков, познавательных интересов и природосообразного поведения учащихся. Воспитательная эффективность этих мероприятий также |
озных верованиях народа и их нравственная сущность. Изучается положение природы у чувашей в прошлом и настоящем. В этом разделе также необходимо рассмотреть нравственные нормы природосообразного поведения в христианской, исламской и буддийской культурах в сопоставлении. При изучении первого раздела мы поставили задачу по выявлению осознания учащимися природосообразной сущности человека и его жизни. Наряду с лекциями, учащиеся пополняли свои знания в ходе самостоятельного изучения литературы по истории появления и функционирования человека и его культуры благодаря природе, об эволюции их взаимоотношений с природой, современных тенденциях развития этих взаимоотношений. В результате проделанной работы старшеклассники пришли к выводу, что культура является исторически конкретной системой взаимоотношений между человеком и природой. Социальная необходимость ее обусловлена природной потребностью человека в материальной и духовной деятельности. Учащиеся также осознали, что культура со временем меняется, приспосабливаясь к изменяющимся отношениям человека к природе, к человеку, что отражается на воспитании подрастающего поколения, на его мировоззрении и ценностях. При этом подчеркивается невозможность существования и развития человечества вне природы. В результате проведенной работы 80% учащихся в своих итоговых творческих работах отметили жизненную значимость гармоничных взаимоотношений человека и природы, человека и человека для духовнонравственного развития как личности, так и общества. Следует отметить, что постижение природной сущности человека происходило не только при изучении первого раздела. К вопросам ценности гармоничных взаимоотношений человека и природы и естественного развития мы возвращались при изучении всех тем факультативного курса. Это объясняется тем, что общечеловеческие ценности гармоничного во всех отношениях человека пронизывает весь спектр вопросов и проблем, представленных к изучению в нашей программе факультативного курса. 137 Как мы уже отметили, основной задачей становления природосообразной личности является формирование у учащихся личностных духовнонравственных качеств человека на основе изучения духовных и природосообразных идей, традиций своего народа. С целыо приобщения учащихся к природосообразным традициям своего народа в процессе внеклассной работы провели инсценировку таких народных обрядов, как «Сурхури», «Саварни», «Серен», «Вайа» и др. Действующими лицами были учащиеся всех классов, учителя, родители. При подготовке сценария этих мероприятий активное участие принимали и сами ученики. Они читали литературу, вместе с учителем музыки подбирали и разучивали песни, ставили танцевальные номера и т.д. Это способствовало развитию коммуникативных навыков, познавательных интересов и природосообразного поведения учащихся. Воспитательная эффективность этих мероприятий также состоит в том, что они помогают учащимся на практике, соприкоснуться, познать, ощутить народный дух с се тысячелетней культурой, проникнуться уважением к народным традициям. В настоящее время становление гармоничной личности, в основном, зависит ог личностных качеств самого человека. Умение человека строить гармоничные отношения с окружающими, поддержание гармонии души и тела, культура чувств, гуманность, становятся все более важными условиями благополучия жизни человека. Поэтому задачей второго раздела «Гармоничная личность и природа» являлось то, чтобы дать учащимся представление о гармоничной личности, раскрыть сущность основных понятий, характеризующих ее, пробудить у учащихся стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Здесь также раскрывается роль природы в формировании гармоничной личности, а также народный идеал совершенного человека чуваша, включающий в себя семь заповедей народа. В ходе анкетирования выяснилось, что большинство учащихся (70%) не имели четкого представления о личности в целом, с трудом указывали признаки, относящиеся к личности, человеку и индивидуальности. 89% 138 |