Проверяемый текст
Иванова, Наталия Ивановна; Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (Диссертация 2004)
[стр. 119]

вением и уважением к ее собственным законам (независимо от их познанности).
Отношение к природе как к самоценности культивирует высшие и тончайшие проявления человеческой субъективности, дает возможность наиболее полного — универсального — развития человека.
Эта закономерность была известна уже нашим предкам, которые жили и воспитывали, руководствуясь принципом природосообразности.
В связи с этим, сравнивая отношение людей к природе в «цивилизованном» обществе и в древние времена А.
Блок еще в начале XX века писал: «Для нас самая глубокая бездна лежит между человеком и природой; у них согласие с природой исконно и безмолвно; и мысли о неравенстве быть не могло.
Человек ощущал природу так, как теперь он ощущает лишь равных себе людей; он различал в ней добрые и злые влияния, пел, молился и говорил с нею, просил, требовал, укорял, любил
и ненавидел ее, величался и унижался перед ней: словом, это было постоянное ощущение любовного единения с ней без сомнения и без удивления, с простыми и естественными ответами на вопросы, которые природа задавала
человек)и наоборот».
Учащиеся также изучили вопрос о роли семьи как естественного природно-социального института в формировании личности.

На формирование у подрастающего поколения смысла и цели жизни, развитие его способностей и задатков большое влияние оказал пример и образ жизни родителей и старших членов семьи.
Уклад семейной жизни, сплоченность семьи, ее традиции являются основой выработки ценностных
ориентации подрастающего человека.
При изучении природосообразных идей и традиций своего народа учащимся было дано задание составить свою родословную, а в будущем продолжить эту работу, изучить основы и образ жизни своего рода.
Нами было также отмечено, что чувство долга в семье, уважение и почитание матери, отца, дедушки и бабушки являются основными характеристиками природно-социально и природно-нравственно зрелой личности.
Уважительное отношение к старшим, почитание их является характерной чертой мировоззрения
казахского народа.
В народе издавна достойным человеком считали
[стр. 141]

тие природы вообще.
При рассмотрении вопроса о личности мы рассмотрели содержание таких понятий, как способности, характер, темперамент, самооценка, самопознание, национальное самосознание, самосовершенствование, самоуважение, самовоспитание; связывали с природой, сопоставляя их с такими явлениями в природе, как самоочищение (рек и водоемов), самообновление (лесов и полей), «самосовершенствование» животных и птиц и т.п.
Учащиеся четко уяснили вопрос о роли природы в формировании естественной и гармоничной личности, раскрытии лучших ее способностей: природа содействует формированию всех сторон личности укреплению здоровья, развитию ума, трудолюбия, чувства прекрасного, нравственности.
Единство с природой позволяет относиться к ней как к самоценности, с благоговением и уважением к ее собственным законам (независимо от их познанности).
Отношение к природе как к самоценности культивирует высшие и тончайшие проявления человеческой субъективности, дает возможность наиболее полного универсального развития человека.
Эта закономерность была известна уже нашим предкам, которые жили и воспитывали, руководствуясь принципом природосообразности.
В связи с этим, сравнивая отношение людей к природе в «цивилизованном» обществе и в древние времена А.
Блок еще в начале XX века писал: «Для нас самая глубокая бездна лежит между человеком и природой; у них согласие с природой исконно и безмолвно; и мысли о неравенстве быть не могло.
Человек ощущал природу так, как теперь он ощущает лишь равных себе людей; он различал в ней добрые и злые влияния, пел, молился и говорил с нею, просил, требовал, укорял, любил и ненавидел ее, величался и унижался перед ней: словом, это было постоянное ощущение любовного единения с ней без сомнения и без удивления, с простыми и естественными ответами на вопросы, которые природа задавала
человеку и наоборот».
Учащиеся также изучили вопрос о роли семьи как естественного природно-социального института в формировании личности.

¡1а формирование у подрастающего поколения смысла и цели жизни, развитие его способностей 140

[стр.,142]

и задатков большое влияние оказывает пример и образ жизни родителей и старших членов семьи.
Уклад семейной жизни, сплоченность семьи, ее традиции являются основой выработки ценностных
ориентаций подрастающего человека.
Еще при изучении природосообразных идей и традиций своег о народа учащимся было дано задание составить свою родословную, а в будущем продолжить эту работу, изучить основы и образ жизни своего рода.
Нами было также отмечено, что чувство долга в семье, уважение и почитание матери, отца, дедушки и бабушки являются основными характеристиками природно-социально и природно-нравственно зрелой личности.
Уважительное отношение к старшим, почитание их является характерной чертой мировоззрения
чувашского народа.
В народе издавна достойным человеком считали
именно того, кто заботился не только о материальном, но и о духовном благополучии своей семьи, строго, но с любовью подходил к воспитанию своих детей.
Природосообразное воспитание в семье нравственной чистоты, трудолюбия, согласия, мира, гармонии являются залогом духовнонравственного и физического здоровья детей, а, следовательно, и благополучия их жизни.
Проблеме межличностных отношений мы посвятили 5 занятий, где также обсуждалась и проблема взаимоотношений с окружающим миром.
При изучении этой темы важно помочь учащимся научиться субъективно анализировать собственные эмоциональные переживания, понимать их мотивы, нести ответственность за выражение своих чувств, адекватных степени, интенсивности и форме конкретной ситуации, уважая чувства других, быть чутким к окружающим людям и миру; формировать у детей произвольность в эмоциональной сфере, интеллектуализицию, окультирование собственные переживаний, опираясь на природосообразные духовно-нравственные идеи и традиции чувашского народа: «Уй кусла, варман халхалла» «у полей есть глаза, у лесов уши»; создавать педагогические условия для овладения природосообразным поведением, самосовершенствования природной женской, 141

[стр.,211]

Вопросы и задания 1.
Чем является природа для человека? 2.
Повторите материал из курса истории и биологии о появлении человека и его отношении к природе в прошлые века.
3.
Подготовьте и проведите инсценировку одного из «природосообразных» чувашских народных обрядов («Сурхури», «Саварни», «Серен» и др.).
4.
Прокомментируйте высказывание А.Блока: «Для нас самая глубокая бездна лежит между человеком и природой; у них (у людей традиционной культуры) согласие с природой исконно и безмолвно; и мысли о неравенстве быть не могло.
Человек ощущал природу так, как теперь он ощущает лишь равных себе людей; он различал в ней добрые и злые влияния, пел, молился и говорил с нею, просил, требовал, укорял, любил
ее...» ТЕМА 2.
ПРИРОДА И ГАРМОНИЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ План: 1.
Закон гармонии в природе.
2.
Основные факторы, влияющие на становление (гармоничной) личности.
3.
Уровни потребностей человека.
4 Самопознание и самосовершенствование как естественные потребности гармоничной личности.
5.
Зависть, гнев, обида, ненависть их разрушительное воздействие на личность Вопросы и задания 1.
Как работает природосообразный закон гармонии в человеке? 2.
Приведите примеры воплощения закона гармонии природы в этнокультуре родного народа.
3.
Что такое национальное самосознание человека и как оно связан с гармоничной личностью? 4.
Прокомментируйте единство процесса самосовершенствования человека с такими явлениями в природе, как самоочищение (рек и водоемов), самообновление (лесов и полей, животных и птиц).
5.
Выявите отличия гармоничной личности от негармоничной.
210

[Back]