спорте и труде учащихся, их приветствие, организацию разного рода состязаний: по национальной борьбе, играм (спортивным и народным), исполнению народных песен, танцев и другим состязаниям (бег, прыжки, метание и др.); здесь также оценивается знание учащимися растений своей местности, их научные и народные названия и другие краеведческие знания. В конце праздника определяются победившие классы и призеры в личном первенстве по каждому виду состязаний. Им вручаются ценные призы и подарки, а победивший класс получает переходной кубок победителя. В организации и проведении праздника активное участие принимают представители сельских администраций, колхозов, крестьянское хозяйство, учреждений культуры, родители и население села в целом. Это, несомненно, оказывает большое воздействие на эмоциональио-волевую сферу учащихся. Итак, школьный Наурыз — это, прежде всего, показатель уровня учебно-воспитательной работы школы и общественных организаций. Здесь демонстрируются знания, умения и навыки учащихся, которые они приобретают в течении года на уроках трудового обучепия, литературы, пения, физкультуры, биологии, ботанике, природоведении и географии, на разного рода факультативных, кружковых, клубных занятиях, спортивных секциях и т.д. Знание легенд, загадок, пословиц, лекарственных растений, народного календаря, примет, умение исполнять национальные песни и тайцы, массовое участие в национальных играх и состязаниях характеризуют степень интеграции идей, традиций, средств, форм и методов народного воспитания с природосообразными технологиями. Украшение и обустройство казахской юрты полотенцами, посудой, изготовленными самими учащимися на уроках трудового обучения, хантахта (низкий стол), накрытый блюдами из национальной кухни, национальная одежда, также свидетельствуют об уровне этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса сельской школы. Коллективизм, жизнерадостность, состязательность, смелость, храбрость, выносливость, дружелюбность участников вышеназванных внеклассных мероприятий указывают на наличие в школе и сельском социуме высокой |
ские чуваши переняли у башкирского народа, чувашское же название этого праздника «Лктуй» («ака» плуг). Программа этого праздника предусматривает поощрение наиболее отличившихся в учебе, спорте и труде учащихся, их приветствие, организацию разного рода состязаний: по национальной борьбе, играм (спортивным и народным), исполнению народных песен, танцев и другим состязаниям (бег, прыжки, метание и др.); здесь также оценивается знание учащимися растений своей местности, их научные и народные названия и другие краеведческие знания. В конце праздника определяются победившие классы и призеры в личном первенстве по каждому виду состязаний. Им вручаются ценные призы и подарки, а победивший класс получает переходной кубок победителя. В организации и проведении праздника активное участие принимают представители сельских администраций, колхозов, учреждений культуры, родители и население села в целом. Это, несомненно, оказывает большое воздействие на эмоционально-волевую сферу учащихся. Итак, школьный Сабантуй — это, прежде всего, показатель уровня учебно-воспитательной работы школы и общественных организаций. Здесь демонстрируются знания, умения и навыки учащихся, которые они приобретают в течении года на уроках трудового обучения, литературы, пения, физкультуры, биологии, ботанике, природоведении и географии, на разного рода факультативных, кружковых, клубных занятиях, спортивных секциях и т.д. Знание легенд, загадок, пословиц, лекарственных растений, народного календаря, примет, умение исполнять национальные песни и танцы, массовое участие в национальных играх и состязаниях характеризуют степень интеграции идей, традиций, средств, форм и методов народного воспитания с природосообразными технологиями. Украшение и обустройство чувашской избы полотенцами, посудой, изготовленными самими учащимися на уроках трудового обучения, стол, накрытый блюдами из национальной кухни, на155 циональная одежда, также свидетельствуют об уровне этнопедагогизации4 учебно-воспитательного процесса сельской школы. Коллективизм, жизнерадостность, состязательность, смелость, храбрость, выносливость, дружелюбность участников Сабантуя указывают на наличие в школе и сельском социуме высокой духовной атмосферы. Подготовка и проведение одного из древнейших праздников Сабантуя имеет огромное значение в природосообразном воспитании учащихся. В Республике Башкортостан он превратился воистину в общенациональный массовый праздник не только труда, но и весны, воспевающей активность жизненной энергии как природы, так и человека. Этот праздник также способствует единению многонационального народа республики, укрепляет дружбу между народами, утверждает мир, согласие и гармонию во взаимоотношениях с окружающими людьми и миром. Следует отметить, что при организации и проведении Сабантуя происходит реализация основных факторов народной педагогики: природы, игры, слова, труда, общения, традиций, искусства, религии, примера-идеала. Природосообразность также проявляется в том, что Сабантуй проводится на лоне природы, для проведения игр и состязаний, обустройства избы используются природные материалы (дерево, лыко, стружки, глина, песок и др.), принимают участие представители всех возрастных категорий обоего пола. Пол, возраст, индивидуальные особенности учитываются при участии на тех или иных состязаниях. Программу школьного Сабантуя Меселинской СОШ Аургазинского района мы приводим в приложении (См. приложение 4). Важное место в процессе природосообразного воспитания учащихся средствами чувашской народной педагогики (и этнокультуры) чувашского народа в условиях республики Башкортостан занимает деятельность краеведческих музеев. Так, особо следует отметить об огромном вкладе в дело природосообразного воспитания учащихся историко-краеведческого музея 4 Этнопедагогизация естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, чтиических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (тгнопедагогическое пространство) (Г.Н. Волков. Этнонедагогизаиия целостного учебновоспитательною процесса. М., Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. 161 с.]. 156 |