духовной атмосферы. Подготовка и проведение одного из древнейших праздников Наурыза имеет огромное значение в природосообразном воспитании учащихся. В Республике Казахстан он превратился воистину в общенациональный массовый праздник не только труда, но и весны, воспевающей активность жизненной энергии как природы, так и человека. Этот праздник также способствует единению многонационального народа республики, укрепляет дружбу между народами, утверждает мир, согласие и гармонию во взаимоотношениях с окружающими людьми и миром. Следует отметить, что при организации и проведении Наурыза происходит реализация основных факторов народной педагогики: природы, игры, слова, труда, общения, традиций, искусства, религии, примера-идеала. Природосообразность также проявляется в том, что Наурыз проводится на лоне природы, для проведения игр и состязаний, обустройства юрты используются природные материалы (дерево, лыко, стружки, глина, песок и др.), принимают участие представители всех возрастных категорий обоего пола. Пол, возраст, индивидуальные особенности учитываются при участии на тех или иных состязаниях. Программу школьного Наурыза СОШ №4 Сайрамского района мы приводим в приложении (См. приложение 4). Важное место в процессе природосообразного воспитания учащихся средствами казахской народной педагогики (и этнокультуры) казахского народа в условиях республики Казахстан занимает деятельность краеведческих музеев. Так, особо следует отметить об огромном вкладе в дело природосообразного воспитания учащихся историко-краеведческого музея при селе Сайрамского района Республики Казахстан и его опытного директора к.п.н., профессора М.Мирхолдаров. Вот как определяет цели и задачи музея сам М.Мирхолдаров: Краеведение это чрезвычайно важная наука, где формируется любовь к родному краю. Важно, чтобы наше молодое поколение, растущее вдали от своей родины, народа, знало историю Родины, героическую историю своего народа, края, воспитывалось на боевых и трудовых традициях. Развитие музейного дела поможет использовать все архивные документы, |
циональная одежда, также свидетельствуют об уровне этнопедагогизации4 учебно-воспитательного процесса сельской школы. Коллективизм, жизнерадостность, состязательность, смелость, храбрость, выносливость, дружелюбность участников Сабантуя указывают на наличие в школе и сельском социуме высокой духовной атмосферы. Подготовка и проведение одного из древнейших праздников Сабантуя имеет огромное значение в природосообразном воспитании учащихся. В Республике Башкортостан он превратился воистину в общенациональный массовый праздник не только труда, но и весны, воспевающей активность жизненной энергии как природы, так и человека. Этот праздник также способствует единению многонационального народа республики, укрепляет дружбу между народами, утверждает мир, согласие и гармонию во взаимоотношениях с окружающими людьми и миром. Следует отметить, что при организации и проведении Сабантуя происходит реализация основных факторов народной педагогики: природы, игры, слова, труда, общения, традиций, искусства, религии, примера-идеала. Природосообразность также проявляется в том, что Сабантуй проводится на лоне природы, для проведения игр и состязаний, обустройства избы используются природные материалы (дерево, лыко, стружки, глина, песок и др.), принимают участие представители всех возрастных категорий обоего пола. Пол, возраст, индивидуальные особенности учитываются при участии на тех или иных состязаниях. Программу школьного Сабантуя Меселинской СОШ Аургазинского района мы приводим в приложении (См. приложение 4). Важное место в процессе природосообразного воспитания учащихся средствами чувашской народной педагогики (и этнокультуры) чувашского народа в условиях республики Башкортостан занимает деятельность краеведческих музеев. Так, особо следует отметить об огромном вкладе в дело природосообразного воспитания учащихся историко-краеведческого музея 4 Этнопедагогизация естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, чтиических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (тгнопедагогическое пространство) (Г.Н. Волков. Этнонедагогизаиия целостного учебновоспитательною процесса. М., Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. 161 с.]. 156 при Меселинской СОШ Аургазинского района республики Башкортостан (свидетельство № 2858, выдано в январе 1978 г. на республиканском смотре школьных музеев) и его бессменного директора Никитина Исаака Ивановича (1927 г.р.), отличника народного просвещения, лауреата премии им. Г. Ибрагимова, народного академика Чувашии. Вот как определяет цели и задачи музея сам И.И. Никитин: Краеведение —это чрезвычайно важная наука, где формируется любовь к родному краю. Важно, чтобы наше молодое поколение, растущее вдали от своей родины, народа, знало историю Родины, героическую историю своего народа, края, воспитывалось на боевых и трудовых традициях. Развитие музейного дела поможет использовать все архивные документы, экспонаты в воспитании молодежи на примерах дедов, отцов и матерей. Музей помогает установить связь поколений...». Основной фонд музея собран учащимися в походах в народ, экспедициях и экскурсиях ( в музее более 1200 экспонатов). Экспонаты и другие материалы музея используются на уроках и внеклассных мероприятиях, выставках. Организуются экскурсии по музею, как для учащихся, так и для населения, гостей. Музей ведет поисковую работу вместе с научными центрами РБ, Москвы, Чебоксар. В музее несколько отделов: 1. Отдел природы и археологии, где хранятся останки животных ледникового периода, каменные наконечники, сарматские мечи и др.; 2. Отдел истории сел, деревень, поселков микрорайона; 3. Отдел «Трудовой и боевой славы»; 4. Отдел «Культуры и быта» чувашского народа и другие отделы, которые эффективно используются в природосообразном воспитании учащихся, формируют ценностное отношение к культуре родного народа. Особое место в природосообразном воспитании учащихся занимает семья. Индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким знанием особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Среди форм семейного воспитания выделяются семейные праздники и традиции, прогулки, походы, путешествия, от157 |