экспонаты в воспитании молодежи на примерах дедов, отцов и матерей. Музей помогает установить связь поколений...». Основной фонд музея собран учащимися в походах в народ, экспедициях и экскурсиях. Экспонаты и другие материалы музея используются на уроках и внешкольных мероприятиях, выставках. Организуются экскурсии по музею, как для учащихся, так и для населения, гостей. Музей ведет поисковую работу' вместе с научными центрами РК, Москвы, Ташкент, Киргизия. В музее несколько отделов: 1. Отдел природы и археологии, где хранятся останки животных ледникового периода, каменные наконечники, сарматские мечи и др.; 2. Отдел истории сел, деревень, поселков микрорайона; 3. Отдел «Трудовой и боевой славы»; 4. Отдел «Культуры и быта» казахского народа и другие отделы, которые эффективно используются в природосообразном воспитании учащихся, формируют ценностное отношение к культуре родного народа. Особое место в природосообразном воспитании учащихся занимает семья. Индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким знанием особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Среди форм семейного воспитания выделяются семейные праздники и традиции, прогулки, походы, путешествия, отдых на природе, работа на свежем воздухе на полях и в садах и другие формы, характеризующиеся природосообразностью. Так, известно, что одной из действенных форм семейного воспитания являлись традиционные вечерние беседы за ужином, символизировавшие единство взглядов, когда решались вопросы нравственного и бытового порядка. Одновременно старшие выслушивали сообщения детей о событиях, произошедших за день, оценивали их и в назидательной форме вносили коррективы. В связи с этим следует отметить, что мероприятия, организованные совместно с родителями способствуют реализации принципа природосообразности. С другой стороны все это помогает духовному возрождению семьи, села, восстановлению традиции воспитания «всем миром». Особую роль в природосообразном воспитании |
при Меселинской СОШ Аургазинского района республики Башкортостан (свидетельство № 2858, выдано в январе 1978 г. на республиканском смотре школьных музеев) и его бессменного директора Никитина Исаака Ивановича (1927 г.р.), отличника народного просвещения, лауреата премии им. Г. Ибрагимова, народного академика Чувашии. Вот как определяет цели и задачи музея сам И.И. Никитин: Краеведение —это чрезвычайно важная наука, где формируется любовь к родному краю. Важно, чтобы наше молодое поколение, растущее вдали от своей родины, народа, знало историю Родины, героическую историю своего народа, края, воспитывалось на боевых и трудовых традициях. Развитие музейного дела поможет использовать все архивные документы, экспонаты в воспитании молодежи на примерах дедов, отцов и матерей. Музей помогает установить связь поколений...». Основной фонд музея собран учащимися в походах в народ, экспедициях и экскурсиях ( в музее более 1200 экспонатов). Экспонаты и другие материалы музея используются на уроках и внеклассных мероприятиях, выставках. Организуются экскурсии по музею, как для учащихся, так и для населения, гостей. Музей ведет поисковую работу вместе с научными центрами РБ, Москвы, Чебоксар. В музее несколько отделов: 1. Отдел природы и археологии, где хранятся останки животных ледникового периода, каменные наконечники, сарматские мечи и др.; 2. Отдел истории сел, деревень, поселков микрорайона; 3. Отдел «Трудовой и боевой славы»; 4. Отдел «Культуры и быта» чувашского народа и другие отделы, которые эффективно используются в природосообразном воспитании учащихся, формируют ценностное отношение к культуре родного народа. Особое место в природосообразном воспитании учащихся занимает семья. Индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким знанием особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Среди форм семейного воспитания выделяются семейные праздники и традиции, прогулки, походы, путешествия, от157 дых на природе, работа на свежем воздухе в огороде и в саду и другие формы, характеризующиеся природосообразностью. Так, известно, что одной из действенных форм семейного воспитания являлись традиционные вечерние беседы за ужином, символизировавшие единство взглядов, когда решались вопросы нравственного и бытового порядка. Одновременно старшие выслушивали сообщения детей о событиях, произошедших за день, оценивали их и в назидательной форме вносили коррективы. В связи с этим следует отметить, что мероприятия, организованные совместно с родителями способствуют реализации принципа природосообразности. С другой стороны все это помогает духовному возрождению семьи, села, восстановлению традиции воспитания «всем миром». Особую роль в природосообразном воспитании детей средствами народной педагогики играют правильно организованные совместно с родителями мероприятия: «Эстафета семейных дел», «Моя родословная», «Моя семья», «Жемчужины народного творчества», конкурс семейных ансамблей, смотр народных песен, выставка «И у мамы, и у папы— золотые руки», игра «Папа, мама, я—спортивная семья» и др. Это связано с тем, что семья является одной из самых эффективных сил, влияющих на становление личности, поведение человека в обществе. Офомный диапазон воспитательного воздействия и уникальность методов идеологического и психологического влияния семьи делают ее одним из самых мощных средств природосообразного формирования и развития личности, решения таких специфических социально-педагогических задач, как воспитание естественного человека и т.д. По справедливому утверждению Г.Н. Волкова, народная педагогика лучше всего чувствует себя именно в семье. Там она у себя дома, потому как самое главное в народной педагогике идет от природы, труда, от душевной щедрости, теплоты, простоты, человечности. А самое разумное, самое доброе, самое вечное в человеке от матери; главная героиня народной педагогики —мать. С каким благоговением пишет в своих работах известный педагог о матери: «Она сердце семьи, она сердцевина семейной педагогической мудрости. Сила матери в ее тысячелетней мудрости, пони158 |