Проверяемый текст
Иванова, Наталия Ивановна; Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (Диссертация 2004)
[стр. 14]

Глава I.
Историко-теоретический анализ различных подходов к раскрытию сущности принципа природосообразности 1.1.

Исторический анализ понятия принципа природосообразности в народной педагогике республик СНГ и Республики Казахстан Еще до теоретического осмысления принципа природосообразности философами и педагогами, его сущностное значение содержалось в опыте народного воспитания, в частности, в природосообразных средствах воспитания.
Арсенал средств народного воспитания содержал внутри себя возможности природосообразного развития человека, т.е.
принцип природосообразности находился в опыте народного воспитания в имплицинтном состоянии.
Именно это позволило
выделить данный принцип из опыта народного воспитания и теоретически обосновать его как ведущий принцип воспитания.
Основатели педагогики до нашей эре Сократ (469-399 гг.), Платон (427-348 гг.), Аристотель (384-322 гг.) обосновали основные идеи культуры общения, духовности народов и менталитет общества.
Основатель педагогической науки Ян Амос Коменский (1592-1670) просветительскую деятельность начал как собиратель устного творчества чешского народа, его традиций и обычаев, составлявших его педагогическую культуру.
Любовь к своему народу побудила Я.А.Коменского к внимательному изучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании
теории педагогики.
Таким образом, к своей природосообразной «Великой дидактике» Я.А.Коменский пришел через «Мудрость старых чехов», «Чешскую дидактику».
Это указывает на этнопедагогические истоки и самого принципа природосообразности, который, по мнению
В.ВЛСумарина, должен стать «методологическим, т.е.
исходным или аксиоматическим, принципом подлинно научной педагогики»
[92;9].
Концепция естественного воспитания Ж.Ж.Руссо (1712-1778), ставшей переворотом в педагогических воззрениях того времени, также имела в своей
[стр. 3]

Введение В центре воспитательного процесса стоит человек как космо-биосоциальное уникальное образование, питаемое историко-генетической основой, имеющее природно-социальный опыт родовых, национальных, культурных традиций, направленное на развитие своих сущностных сил.
Такое понимание сущности человека предъявляет определенные требования к воспитанию, указывает на необходимость совершенствования современного воспитательного процесса.
Пути решения данной проблемы лежат не только в плоскости поиска и разработки новых парадигм воспитания, но и в использовании природосообразных технологий, созданных путем активного обращения к опыту народного воспитания.
В ходе этногенеза, за всю историю существования и взаимодействия с природой, каждый народ создает собственную систему воспитания, эффективность которой заключается в ее естественности, в способности сохранять в интересах саморазвития свою этническую среду (даже в условиях полиэтнического окружения), то есть в природосообразности.
Становление традиций народного воспитания было ориентировано на отношение к детям, природе, окружающему не по модели господства и подчинения, а на нравственную ответственность перед собой и миром.
Это обеспечивалось тесной неразрывной связью жизни с законами природы, следовательно, природосообразным воспитанием подрастающего поколения.
В народной педагогике человек воспринимается как органическая часть природы, поэтому природосообразность народной педагогики предполагает глубокое понимание его внутреннего мира, законов его развития.
Еще до теоретического осмысления принципа природосообразности философами и педагогами, его сущностное значение содержалось в опыте народного воспитания, в частности, в природосообразных средствах воспитания,
т.е.
принцип природосообразности находился в опыте народного воспитания в имплицинтном состоянии.
Именно это позволило
выявить данный принцип 2

[стр.,12]

II Глава I.
Историко-теоретический анализ различных подходов к раскрытию сущности принципа природосообразности.
1.1.

Понятие принципа природосообразности в педагогике.
Еще до теоретического осмысления принципа природосообразности философами и педагогами, его сущностное значение содержалось в опыте народного воспитания, в частности, в природосообразных средствах воспитания.
Арсенал средств народного воспитания содержал внутри себя возможности природосообразного развития человека, т.е.
принцип природосообразности находился в опыте народного воспитания в имплицинтном состоянии.
Именно это позволило
выявить данный принцип из опыта народного воспитания и теоретически обосновать его как ведущий принцип воспитания.
Основатель педагогической науки Ян Амос Коменский (1592-1670) просветительскую деятельность начал как собиратель устного творчества чешского народа, его традиций и обычаев, составлявших его педагогическую культуру.
Любовь к своему народу побудила Я.А.Коменского к внимательному изучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании
научной теории педагогики.
Таким образом, к своей природосообразной «Великой дидактике» Я.А.Коменский пришел через «Мудрость старых чехов», «Чешскую дидактику».
Это указывает на этнопедагогические истоки и самого принципа природосообразности, который, по мнению
В.В.Кумарина, должен стать «методологическим, т.е.
исходным или аксиоматическим, принципом подлинно научной педагогики»
[116;9].
Концепция естественного воспитания Ж.-Ж.Руссо (1712-1778), ставшей переворотом в педагогических воззрения того времени, также имела в своей
основе народные традиции простоты, непосредственности в воспитании.
Особое внимание в воспитании Ж.-Ж.Руссо отводил изучению исторического наследия народа: история дает возможность отобрать для воспитания наиболее важный материал [88;46].


[стр.,88]

Выводы по первой главе Изучение историко-этнографической, культурологической, социальнофилософской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме позволяет нам сделать ряд обобщений и выводов: 1.
До теоретического осмысления принципа природосообразности философами и педагогами, его сущностное значение содержалось в опыте народного воспитания,
что позволило выявить данный принцип из опыта народной педагогики и теоретически обосновать его как ведущий принцип воспитания.
Принцип природосообразности в различные периоды, этапы своего существования в педагогической теории являет разные грани раскрытия своей сущности.
В классической педагогической теории Я.А.
Коменского через живую и неживую природу; в учении И.Г.
Песталоцци через первоэлементы, природно данные от бога; в теории Ж.-Ж.
Руссо через природу самого ребенка; в дидактике А.
Дистервега через социальную природу, культуру; в педагогическом наследии К.Д Ушинского как антропологическое явление.
В годы советской власти это принцип менялся несколько раз.
Официальная педагогика сначала заменила принцип природосообразности на более узкий принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, а затем, обнаружив его ограниченность, на другой, чуть шире трактующий подход к воспитанию принцип индивидуализации воспитания и обучения.
И только в начале 90-х годов 20 века происходит возрождение более глубокого и богатого по содержанию принципа природосообразности.
Среди ученых, занимающихся изучением разных аспектов принципа природосообразности, следует отметить В.В.
Кумарина, Н.Д.
Виноградову, П.П.
Козлову, А.Кушнира, О.Н.
Козлову, З.И.
Тюмасеву и др.
Бесспорно, педагогическая культура того или иного народа, являясь феноменом мировой цивилизации, основывается на общечеловеческих ценностях и идеях.
Но в то же время каждый народ имеет свою оригинальную «систему» воспитания, основанную на его этнофилософии, 87

[Back]