основе народные традиции простоты, непосредственности в воспитании. Особое внимание в воспитании Ж.Ж.Руссо отводил изучению исторического наследия народа: история дает возможность отобрать для воспитания наиболее важный материал [64;46]. Огромное влияние на последующее развитие мировой педагогической мысли оказал И.Г.Песталоцци (1746-1827). Известно, что свои педагогические теории он строил на основе практики, наблюдая работу своих школ. Так, И.Г.Песталоцци пришел к выводу, что нравственное развитие ребенка необходимо начинать в семье и опираться на практику жизни. Это есть не что иное, как воспитание на* основе традиций семьи, народа. Здесь также проявляется и идея природосообразного воспитания, являющаяся ведущей в педагогической концепции И.Г.Песталоцци. Педагог, в частности, утверждал, что при обучении родному языку ребенок, начиная со звуков, постепенно осваивает формы речи, различные ее конструкции, одновременно расширяет кругозор своих представлений и понятий об окружающем мире, развивает свое мышление. Педагога А.Дистервега (1790 — 1866), занимавшегося проблемами природосообразности и культуросообразности, считают основоположником педагогического образования в Германии. А.Дистервег предложил разработку выдвинутой ранее идеи общечеловеческого воспитания применительно к социально-историческим условиям своего времени. Таким путем можно обеспечить не только природосообразность воспитания в соответствии с сущностью самого человека, но и единство, связь каждого со всеми индивидами и обществом в целом. Ребенок, по мнению А.Дистервега, не просто «натура» часть природы, которую воспитатель призван развивать, но и выражение определенных социально-исторических условий жизни и соответствующей культуры. По существу, идея культуросообразности воспитания включала мысль о том, что педагогика часть культуры, неотъемлемая часть того общества, в котором она формируется [64; 130]. К.Д.Ушинский (1824-1870) является основоположником научной |
II Глава I. Историко-теоретический анализ различных подходов к раскрытию сущности принципа природосообразности. 1.1. Понятие принципа природосообразности в педагогике. Еще до теоретического осмысления принципа природосообразности философами и педагогами, его сущностное значение содержалось в опыте народного воспитания, в частности, в природосообразных средствах воспитания. Арсенал средств народного воспитания содержал внутри себя возможности природосообразного развития человека, т.е. принцип природосообразности находился в опыте народного воспитания в имплицинтном состоянии. Именно это позволило выявить данный принцип из опыта народного воспитания и теоретически обосновать его как ведущий принцип воспитания. Основатель педагогической науки Ян Амос Коменский (1592-1670) просветительскую деятельность начал как собиратель устного творчества чешского народа, его традиций и обычаев, составлявших его педагогическую культуру. Любовь к своему народу побудила Я.А.Коменского к внимательному изучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании научной теории педагогики. Таким образом, к своей природосообразной «Великой дидактике» Я.А.Коменский пришел через «Мудрость старых чехов», «Чешскую дидактику». Это указывает на этнопедагогические истоки и самого принципа природосообразности, который, по мнению В.В.Кумарина, должен стать «методологическим, т.е. исходным или аксиоматическим, принципом подлинно научной педагогики» [116;9]. Концепция естественного воспитания Ж.-Ж.Руссо (1712-1778), ставшей переворотом в педагогических воззрения того времени, также имела в своей основе народные традиции простоты, непосредственности в воспитании. Особое внимание в воспитании Ж.-Ж.Руссо отводил изучению исторического наследия народа: история дает возможность отобрать для воспитания наиболее важный материал [88;46]. Огромное влияние на последующее развитие мировой педагогической мысли оказал И.Г.Песталоцци (1746-1827). Известно, что свои педагогические теории он строил на основе практики, наблюдая работу своих школ. Так, И.Г.Песталоцци пришел к выводу , что нравственное развитие ребенка необходимо начинать в семье и опираться на практику жизни. Это есть не что иное, как воспитание на основе традиций семьи, народа. Здесь также проявляется и идея природосообразного воспитания, являющаяся ведущей в педагогической концепции И.Г.Песталоцци. Педагог, в частности, утверждал, что при обучении родного языка ребенок, начиная со звуков, постепенно осваивает формы речи, различные ее конструкции, одновременно расширяет кругозор своих представлений и понятий об окружающем мире, развивает свое мышление. Педагога Ф.А.В. Дистервега (1790 1866), занимавшегося проблемами природосообразности и культуросообразности, считают основоположником педагогического образования в Германии. А.Дистервег предложил разработку выдвинутой ранее идеи общечеловеческого воспитания применительно к социально-историческим условиям своего времени. Таким путем можно обеспечить не только природосообразность воспитания в соответствии с сущностью самого человека, но и единство, связь каждого со всеми индивидами и обществом в целом. Ребенок, по мнению А. Дистервега, не просто «натура» часть природы, которую воспитатель призван развивать, но и выражение определенных социально-исторических условий жизни и соответствующей культуры. По существу, идея культуросообразности воспитания включала мысль о том, что педагогика часть культуры, неотъемлемая часть того общества, в котором она формируется [88; 130]. К.Д. Ушинский (1824-1870) является основоположником научной педагогики и народной школы в России. На основе подробного анализа воспитательных традиций европейских стран К.Д. Ушинский сделал вывод о том, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших педагогиче12 |