Проверяемый текст
Иванова, Наталия Ивановна; Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (Диссертация 2004)
[стр. 151]

воспитания средствами народной педагогики обладают предметы гуманитарного (родной язык и литература, русский язык и литература, история, обществознание, мировая культура, иностранный язык, история и культура Казахстана), естественно-биологического (природоведение, география Казахстана, биология, анатомия, экология) циклов, а также музыка, физическая культура, трудовое обучение и изобразительное искусство.
В работе даны проводимые нами анкеты, вопросники, мероприятия по внеклассной и внешкольной работе, проводимые факультативные курсы, которые дали ощутимые результаты (таблица 1,2.) 3.
Природосообразное воспитание невозможно без организации вне*классной и внешкольной работы с использованием средств народной педагогики.
Одним из направлений внеклассной работы является проведение факультативного курса «Родной край как фактор природосообразного воспитания человека», задачей которого является раскрытие природосообразной сущности человека и его жизни через традиции и культуру родного народа, формирование ценностного отношения к природе, человеку как к части природы и др.
В качестве внеклассных и внешкольных форм воспитания выступают также кружковая и клубная деятельность, организация совместно с работниками культуры и родителями народных праздников, обычаев, вечеров, фестивалей и других мероприятий, утверждающих единство природы и человека.

4.
Семья в народной педагогике является самой естественной, а потому и самой благоприятной средой для природосообразного воспитания детей.
В связи с этим, одним из направлений работы по природосообразному воспитанию учащихся является организация сотрудничества школы и семьи, максимальное использование возможностей и ресурсов семьи.
Формами сотрудничества школы и семьи
являлись: педагогическое просвещение родителей, участие семьи в организации и проведении учебных, внеклассных, внешкольных форм природосообразного воспитания.
Следует также отметить непосредственно семейные формы
природосообразного воспитания, отли
[стр. 105]

Учитывая вышеуказанные особенности развития личности учащихся, учителя разрабатывали планы уроков, организовывали воспитательные мероприятия и др.
С психологом проводили обмен информацией по результатам тестирования, анкетирования, совместно проводили ролевые игры, игры драматизации, упражнения на развитие коммуникативных навыков межнационального общения, умений построения гармоничных взаимоотношений и т.д.
Все это позволило оптимизировать процесс природосообразного воспитания учащихся и учебно-воспитательную работу школы в целом на формирующем этапе эксперимента.
Особенно большими возможностями для природосообразного воспитания учащихся с использованием средств чувашской народной педагогики обладают предметы гуманитарного (родной язык и литература, русский язык и литература, история, обществознание, мировая художественная культура, иностранный язык, история и культура Башкортостана, география Башкортостана), биологического (биология, анатомия, экология, география, природоведение) циклов, а также музыка, физическая культура, трудовое обучение и изобразительное искусство.
Среди предметов гуманитарного цикла в первую очередь следует особо выделить изучение родного языка и литературы, имеющих колоссальные возможности для формирования нравственной стороны личности в природосообразном воспитании средствами народной педагогики.
В чувашской народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте: безгранична сила родного слова, родной речи, родного языка как безгранична любовь родной Матери поэтому родной язык именуется материнским (Анне челхи); звуки же родной речи перекликаются со звуками родной матушки — Природы, поэтому родной язык напоминает нам о матери, о родном крае.
А для башкирских чувашей родной язык является еще и памятью о родной Родине Чувашской земле; мечтой, зовущей побывать на родине своих предков.
В связи с этим можно выделить следующие тенденции в отношении учащихся к изучению родного языка и литературы: во-первых, это когда 104

[стр.,176]

ния средствами народной педагогики обладают предметы гуманитарного (родной язык и литература, русский язык и литература, история, обществознание, мировая культура, иностранный язык, история и культура Башкортостана), естественно-биологического (природоведение, география, география Башкортостана, биология, анатомия, экология) циклов, а также музыка, физическая культура, трудовое обучение и изобразительное искусство.
4.
Природосообразное воспитание невозможно без организации внеклассной и внешкольной работы с использованием средств народной педагогики.
Одним из направлений внеклассной работы является проведение факультативного курса «Родной край как фактор природосообразного воспитания человека», задачей которого является раскрытие природосообразной сущности человека и его жизни через традиции и культуру родного народа, формирование ценностного отношения к природе, человеку как к части природы и др.
В качестве внеклассных и внешкольных форм воспитания выступают также кружковая и клубная деятельность, организация совместно с работниками культуры и родителями народных праздников, обычаев, вечеров, фестивалей и других мероприятий, утверждающих единство природы и человека.

5.
Семья в народной педагогике является самой естественной, а потому и самой благоприятной средой для природосообразного воспитания детей.
В связи с этим, одним из направлений работы по природосообразному воспитанию учащихся является организация сотрудничества школы и семьи, максимальное использование возможностей и ресурсов семьи.
Формами сотрудничества школы и семьи
могут стать: педагогическое просвещение родителей, участие семьи в организации и проведении учебных, внеклассных, внешкольных форм природосообразного воспитания.
Следует также отметить непосредственно семейные формы
приролосообразного воспитания, отличающиеся действенностью, эффективностью: совместная работа по хозяйству, по дому, семейные вечера, беседа членов семьи за ужином, семейные поездки, праздники, традиции и др.
175

[стр.,179]

связи с этим, одним из направлений работы по природосообразному воспитанию учащихся является организация сотрудничества школы и семьи, максимальное использование возможностей и ресурсов семьи.
Бесспорно, педагогическая культура того или иного народа, являясь феноменом мировой цивилизации, основывается на общечеловеческих ценностях и идеях.
Но в то же время каждый народ имеет свою оригинальную «систему» воспитания, основанную на его этнофилософии, этнопсихологии, этнокультуре.
Гак, своеобразие чувашской народной педагогики определяют, прежде всего, так называемые заповеди как программа воспитания гармоничного, совершенного человека (трудолюбие, здоровье, ум, дружба, целомудрие, доброта, честность), которые выступают содержательным элементом народного воспитания и характеризуются природосообразностыо.
В качестве специфики чувашской народной педагогики можно выделить также наличие возрастной периодизации детей, отличающейся тонкостью градации, так называемого «ребячьего пастуха» в деревнях, основного нравственного качества «камал», вбирающего в себя все стороны личности и др.
Природосообразность воспитания предполагает также учет реальных процессов жизни и быта народа, географических, исторических, социальноэкономических, регионально-локальных условий, определяющих своеобразие как организации процесса, так и средств воспитания.
В частности, новая среда социального существования предполагает изменение привычного образа жизнедеятельности этноса и адаптацию к данным условиям.
Так, в чувашских школах Республики Башкортостан происходит адаптация учащихся к условиям полиэтнического пространства, Учитывая, что феномен адаптации имеет место в самой природе, данное явление способствует природосообразному воспитанию.
Историкетеоретический анализ принципа природосообразности и анализ педагогической действительности выявил необходимость изучения и использования средств народной педагогики в современном воспитательном 178

[Back]