Проверяемый текст
Иванова, Наталия Ивановна; Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (Диссертация 2004)
[стр. 153]

Заключение.
Понимание сущности человека как органической части природы предъявляет определенные требования к воспитанию, указывает на необходимость совершенствования современного воспитательного процесса.
Пути решения данной проблемы лежат не только в плоскости поиска и разработки новых парадигм воспитания, но и в использовании
природосообразиых технологий, созданных путем активного обращения к опыту народного воспитания.
1.
Историко-теоретический анализ различных подходов к раскрытию сущности принципа природосообразности позволил констатировать, что природосообразность являлась одним из важнейших принципов педагогики.
Это берет свои истоки из недр народного опыта по воспитанию.
В ходе этногенеза, за всю историю существования и взаимодействия с природой, каждый народ создает собственную систему воспитания, эффективность которой заключается в ее естественности, в способности сохранять в интересах саморазвития свою этническую среду (даже в условиях полиэтнического окружения), то есть в природосообразности.

В народной педагогике человек воспринимается как органическая часть природы,
что предполагает глубокое понимание его внутреннего мира, законов его развития.
В народной педагогике ребенок с первых лет жизни получал исходные мировоззренческие установки, ориентирующие его на то, что природа и человек неразрывно связаны и, поэтому необходимо знать законы их бытия и правильно жить, чтобы сохранить единство и, как следствие, обрести собственное благополучие.

Природосообразное воспитание это такое воспитание, которое во всех своих основных свойствах соответствует природе субъектов воспитания, а также природе этноса и законам природы в целом.
Историко-теоретический анализ принципа природосообразности и анализ педагогической действительности выявил необходимость изучения и использования средств народной педагогики в современном воспитательном процессе.
[стр. 3]

Введение В центре воспитательного процесса стоит человек как космо-биосоциальное уникальное образование, питаемое историко-генетической основой, имеющее природно-социальный опыт родовых, национальных, культурных традиций, направленное на развитие своих сущностных сил.
Такое понимание сущности человека предъявляет определенные требования к воспитанию, указывает на необходимость совершенствования современного воспитательного процесса.
Пути решения данной проблемы лежат не только в плоскости поиска и разработки новых парадигм воспитания, но и в использовании
природосообразных технологий, созданных путем активного обращения к опыту народного воспитания.
В ходе этногенеза, за всю историю существования и взаимодействия с природой, каждый народ создает собственную систему воспитания, эффективность которой заключается в ее естественности, в способности сохранять в интересах саморазвития свою этническую среду (даже в условиях полиэтнического окружения), то есть в природосообразности.

Становление традиций народного воспитания было ориентировано на отношение к детям, природе, окружающему не по модели господства и подчинения, а на нравственную ответственность перед собой и миром.
Это обеспечивалось тесной неразрывной связью жизни с законами природы, следовательно, природосообразным воспитанием подрастающего поколения.
В народной педагогике человек воспринимается как органическая часть природы,
поэтому природосообразность народной педагогики предполагает глубокое понимание его внутреннего мира, законов его развития.
Еще до теоретического осмысления принципа природосообразности философами и педагогами, его сущностное значение содержалось в опыте народного воспитания, в частности, в природосообразных средствах воспитания, т.е.
принцип природосообразности находился в опыте народного воспитания в имплицинтном состоянии.
Именно это позволило выявить данный принцип 2

[стр.,178]

Заключение Понимание сущности человека как органической части природы предъявляет определенные требования к воспитанию, указывает на необходимость совершенствования современного воспитательного процесса.
Пути решения данной проблемы лежат не только в плоскости поиска и разработки новых парадигм воспитания, но и в использовании
природосообразных технологий, созданных путем активного обращения к опыту народного воспитания.
Природосообразность как один из основных принципов педагогики, входит во все педагогические теории, явно или скрыто присутствует во всех учебниках по педагогике, признается основным всеми учеными педагогами, теоретиками и учителями-практиками.
Это объясняется тем, что принцип природосообразности в теорию педагогики пришел из недр народного опыта по воспитанию.
В ходе этногенеза, за всю историю существования и взаимодействия с природой, каждый народ создает собственную систему воспитания, эффективность которой заключается в ее естественности, в способности сохранять в интересах саморазвития свою этническую среду (даже в условиях полиэтнического окружения), то есть в природосообразности.
В народной педагогике человек воспринимается как органическая часть природы,
поэтому природосообразность народной педагогики предполагает глубокое понимание его внутреннего мира, законов его развития.
В народной педагогике ребенок с первых лет жизни получал исходные мировоззренческие установки, ориентирующие его на то, что природа и человек неразрывно связаны и, поэтому необходимо знать законы их бытия и правильно жить, чтобы сохранить единство и, как следствие, обрести собственное благополучие.

Сущность природосообразности народного воспитания заключается в том, что оно специально не формирует, не воспитывает, а естественным образом наполняет растущего человека жизнесообразными качествами.
Семья в народной педагогике является самой естественной, а потому и самой благоприятной средой для природосообразного воспитания детей.
В 177

[стр.,179]

связи с этим, одним из направлений работы по природосообразному воспитанию учащихся является организация сотрудничества школы и семьи, максимальное использование возможностей и ресурсов семьи.
Бесспорно, педагогическая культура того или иного народа, являясь феноменом мировой цивилизации, основывается на общечеловеческих ценностях и идеях.
Но в то же время каждый народ имеет свою оригинальную «систему» воспитания, основанную на его этнофилософии, этнопсихологии, этнокультуре.
Гак, своеобразие чувашской народной педагогики определяют, прежде всего, так называемые заповеди как программа воспитания гармоничного, совершенного человека (трудолюбие, здоровье, ум, дружба, целомудрие, доброта, честность), которые выступают содержательным элементом народного воспитания и характеризуются природосообразностыо.
В качестве специфики чувашской народной педагогики можно выделить также наличие возрастной периодизации детей, отличающейся тонкостью градации, так называемого «ребячьего пастуха» в деревнях, основного нравственного качества «камал», вбирающего в себя все стороны личности и др.
Природосообразность воспитания предполагает также учет реальных процессов жизни и быта народа, географических, исторических, социальноэкономических, регионально-локальных условий, определяющих своеобразие как организации процесса, так и средств воспитания.
В частности, новая среда социального существования предполагает изменение привычного образа жизнедеятельности этноса и адаптацию к данным условиям.
Так, в чувашских школах Республики Башкортостан происходит адаптация учащихся к условиям полиэтнического пространства, Учитывая, что феномен адаптации имеет место в самой природе, данное явление способствует природосообразному воспитанию.
Историкетеоретический анализ принципа природосообразности и анализ педагогической действительности выявил необходимость изучения и использования средств народной педагогики в современном воспитательном 178

[Back]