2. Сущность и специфика природосообразности народного воспитания заключается в том, что оно специально не формирует, не воспитывает, а естественным образом наполняет растущего человека жизнесообразными качествами. Семья в народной педагогике является самой естественной, а потому и самой благоприятной средой для природосообразного воспитания детей. В связи с этим, одним из направлении работы по природосообразному воспитанию учащихся является организация сотрудничества школы и семьи, максимальное использование ее возможностей и ресурсов. Природосообразность воспитания предполагает учет реальных процессов жизни и быта народа, географических, исторических, социально-экономических, регионально-локальных условий, определяющих своеобразие, как организации процесса воспитания, так и его средств. Природосообразное воспитание направлено на реализацию задач, связанных с формированием природосообразной воспитанности учащихся, которая предусматривает наличие качеств, соответствующих природе человека (его естественным свойствам, наклонностям), природе своего этноса, его народному идеалу семь качеств народного идеала казахов: доброта, здоровье, честность, трудолюбие, целомудрие, ум, дружелюбие, законам Природы и Космоса в целом (любви, гармонии и т.д.). 3. Разработанная в ходе экспериментальной работы модель природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики позволяет конструировать данный процесс как целостный. Он включает организацию учебной и внеучебной работы (внеклассные, внешкольные, семейные формы) и направлен на развитие нравственного, интеллектуального и физического потенциала востггуемых. 4. Эффективность природосообразного воспитания определяется следующими условиями: учет сущности и специфики природосообразных средств казахской народной педагогики; |
этнопсихологии, этнокультуре. Так, своеобразие чувашской народной педагогики определяют, прежде всего, так называемые заповеди как программа воспитания гармоничного, совершенного человека (трудолюбие, здоровье, ум, дружба, целомудрие, доброта, честность), которые выступают содержательным элементом народного воспитания и характеризуются природосообразностью. В качестве специфики чувашской народной педагогики можно выделить также наличие возрастной периодизации детей, отличающейся тонкостью градации, так называемого «ребячьего пастуха» в деревнях, основного нравственного качества «камал», вбирающего в себя все стороны личности и др. 2. Рассмотрение понятия принципа природосообразности в педагогике и его сущности в опыте народного воспитания раскрыло возможности разработки концептуальных основ природосообразного воспитания средствами народной педагогики, этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, приодосообразного воспитания в условиях полиэтничности. Под природосообразным воспитанием мы понимаем такое воспитание, которое во всех своих основных характеристических свойствах соответствует природе субъектов воспитания, а также природе этноса и законам Природы в целом. Основная цель природосообразного воспитания состоит в реализации принципа природосообразности, соответствующего сущности человека как космо-био-социального существа. Природосообразное воспитание направлено на реализацию задач, связанных с формированием природосообразной воспитанности учащихся, которая понимается нами как наличие качеств, соответствующих его природе (его естественным свойствам, наклонностям), природе своего этноса (народному идеалу своего этноса (семь качеств народного идеала чувашей: доброта, здоровье, честность, трудолюбие, целомудрие, ум, дружелюбие), законам Природы и Космоса в целом (любви, гармонии и т.д.). 3. Природосообразность воспитания предполагает учет реальных процессов жизни и быта народа, географических, исторических, социально88 Заключение Понимание сущности человека как органической части природы предъявляет определенные требования к воспитанию, указывает на необходимость совершенствования современного воспитательного процесса. Пути решения данной проблемы лежат не только в плоскости поиска и разработки новых парадигм воспитания, но и в использовании природосообразных технологий, созданных путем активного обращения к опыту народного воспитания. Природосообразность как один из основных принципов педагогики, входит во все педагогические теории, явно или скрыто присутствует во всех учебниках по педагогике, признается основным всеми учеными педагогами, теоретиками и учителями-практиками. Это объясняется тем, что принцип природосообразности в теорию педагогики пришел из недр народного опыта по воспитанию. В ходе этногенеза, за всю историю существования и взаимодействия с природой, каждый народ создает собственную систему воспитания, эффективность которой заключается в ее естественности, в способности сохранять в интересах саморазвития свою этническую среду (даже в условиях полиэтнического окружения), то есть в природосообразности. В народной педагогике человек воспринимается как органическая часть природы, поэтому природосообразность народной педагогики предполагает глубокое понимание его внутреннего мира, законов его развития. В народной педагогике ребенок с первых лет жизни получал исходные мировоззренческие установки, ориентирующие его на то, что природа и человек неразрывно связаны и, поэтому необходимо знать законы их бытия и правильно жить, чтобы сохранить единство и, как следствие, обрести собственное благополучие. Сущность природосообразности народного воспитания заключается в том, что оно специально не формирует, не воспитывает, а естественным образом наполняет растущего человека жизнесообразными качествами. Семья в народной педагогике является самой естественной, а потому и самой благоприятной средой для природосообразного воспитания детей. В 177 процессе. Под природосообразным воспитанием мы понимаем такое воспитание, которое во всех своих основных характеристических свойствах соответствует природе субъектов воспитания, а также природе этноса и законам Природы в целом. Основная цель природосообразного воспитания состоит в реализации принципа природосообразности, соответствующего сущности человека как космо-био-социального существа. Природосообразное воспитание направлено на реализацию задач, связанных с формированием природосообразной воспитанности учащихся, которая понимается нами как наличие качеств, соответствующих его природе (его естественным свойствам, наклонностям), природе своего этноса (народному идеалу своею этноса (семь качеств народного идеала чувашей: доброта, здоровье, честность, трудолюбие, целомудрие, ум, дружелюбие), законам Природы и Космоса в целом (любви, гармонии и т.д.). Разработанная в ходе опытноэкспериментальной работы модель природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики, благодаря своим компонентам, охватывающим все аспекты жизнедеятельности и все стороны развития учащихся, позволяет конструировать данный процесс как целостный. Он включает в себя организацию учебной и внеучебной работы (внеклассные, внешкольные, семейные формы) и направлен на развитие нравственного, интеллектуального и физического сторон воспитуемых. Результаты опытно-экспериментальной работы по природосообразному воспитанию учащихся средствами народной педагогики подтвердили выдвинутую гипотезу. Эффективность природосообразного воспитания находится в зависимости от следующих условий: сущность и специфика природосообразных средств чувашской народной педагогики; процесс адаптации в полиэтническом пространстве как особен179 |