Проверяемый текст
Иванова, Наталия Ивановна; Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (Диссертация 2004)
[стр. 17]

основанное на природосообразности.
Природосообразность как один из ведущих принципов педагогики входит во все педагогические теории, явно или скрыто присутствует во всех учебниках по педагогике, признается основным всеми учеными педагогами,
и учителями-практиками.
Это объясняется тем, что принцип природосообразности в теорию педагогики, как мы уже отмечали, пришел из недр народного опыта по воспитанию.
Следует отметить, что природосообразность, являясь ведущей идеей народного воспитания, вошла как основной принцип в теорию этнопедагогики как о принципе «естественности» о нем пишет Г.Н.Волков в учебнике
«Этнопедагогика» (1999).
Положение о единстве природы и человека выражает всеобщую закономерность, которая лежит в основе сущности принципа природосообразности, хотя в философских словарях и энциклопедиях толкование понятия природосообразности отсутствует.
Что касается собственно самих философских учений и направлений, то в каждом из них разработано свое обоснование данного понятия.
Более широкое, разноуровневое понимание принцип природосообразности
имеется в философии холизма или «глубокой экологии».
«Глубокую экологию» связывают с духовным знанием, так как она не выделяет человека из природного окружения.
Она представляет.мир как переплетение взаимосвязанных элементов.
Здесь природосообразность понимается как осознание принадлежности к целому миру.
Такой взгляд на сущность принципа природосообразности, по мнению П.П.Козловой, представляет его основным принципом формирования духовного мира человека, его духовной культуры
[81;317].
В сущность термина "принцип природосообразности" в педагогической энциклопедии вкладывается весьма узкое понятие.
Он понимается как «педагогический принцип, согласно которому воспитатель должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребенка»
[119; 196].
Природосообразность в различные периоды, эпохи, этапы своего суще
[стр. 14]

ских системах, построенных на абстрактных идеях.
Главную цель воспитания К.Д.
Ушинский видел в духовном развитии человека, а достигнуть ее невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера.
Центральное место в формировании человека должен занимать родной язык —«сокровищница духа народа».
Новаторство A.C.
Макаренко (1888-1939) заключается в переосмыслении всего того богатства педагогической культуры, которое создано человечеством, и, прежде всего такими народами, как русскими и украинцами.
Народная педагогика, опирающаяся на житейскую мудрость, на «обыкновенный здравый смысл», в деятельности и творчестве A.C.Макаренко представлена широко.
В частности, трудовые традиции колонии и коммуны представляют собой переосмысленные народные традиции (праздник первого снопа и др)Эффективность воспитательной системы В.А.Сухомлинского (19181970) также обеспечивалась тем, что все проблемы воспитания он решал, опираясь на народную педагогику.
Поэтому в своих книгах известный педагог подчеркивал мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу.
В трудах В.А.
Сухомлинского получили всестороннее развитие идеи классиков педагогики о родном языке.
Так, педагог утверждал, что «важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим его чувства, душу, мысли, переживания являются красота и величие, сила и выразительность родного слова» [183;83].
В современном мире интерес к этнокультуре и педагогике разных народов растет, так как национальная культура мощное средство воспитания, основанное на природосообразности.
Природосообразность как один из ведущих принципов педагогики входит во все педагогические теории, явно или скрыто присутствует во всех учебниках по педагогике, признается основным всеми учеными педагогами,
теоретиками и учителями-пракгиками.
Это объясняется тем, что принцип 13

[стр.,15]

природосообразности в теорию педагогики, как мы уже отмечали, пришел из недр народного опыта по воспитанию.
Следует отметить, что природосообразность, являясь ведущей идеей народного воспитания, вошла как основной принцип в теорию этнопедагогики (как о принципе «естественности» о нем пишет Г.Н.
Волков в учебнике
«Зтнопедагогика»(1999).
Положение о единстве природы и человека выражает всеобщую закономерность, которая лежит в основе сущности принципа природосообразности, хотя в философских словарях и энциклопедиях толкование понятия природосообразности отсутствует.
Что касается собственно самих философских учений и направлений, то в каждом из них разработано свое обоснование данного понятия.
Более широкое, разноуровневое понимание принцип природосообразности
находит в философии холизма или «глубокой экологии».
Глубокую экологию связывают с духовным знанием, так как она не выделяет человека из природного окружения.
Она представляет мир как переплетение взаимосвязанных элементов.
Здесь природосообразность понимается как осознание принадлежности к целому миру.
Такой взгляд на сущность принципа природосообразности, по мнению П.П.
Козловой, представляет его основным принципом формирования духовного мира человека, его духовной культуры
[101;317].
В сущность термина “принцип природосообразности” в педагогической энциклопедии вкладывается весьма узкое понятие.
Он понимается как «педагогический принцип, согласно которому воспитатель должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребенка»
[157; 196].
Природосообразность в различные периоды, эпохи, этапы своего существования
в педагогической теории являет разные грани раскрытия своей сущности.
В классической педагогической теории Я.А.
Коменского через живую и неживую природу; в учении И.Г.
Песталоцци через первоэлементы, природно данные от бога; в теории Ж.-Ж.
Руссо —через природу самого ребенка; в дидактике Л.
Дистервега через социальную природу, культуру; в педагогическом наследии К.Д Ушинского как антропологическое явление.


[стр.,178]

Заключение Понимание сущности человека как органической части природы предъявляет определенные требования к воспитанию, указывает на необходимость совершенствования современного воспитательного процесса.
Пути решения данной проблемы лежат не только в плоскости поиска и разработки новых парадигм воспитания, но и в использовании природосообразных технологий, созданных путем активного обращения к опыту народного воспитания.
Природосообразность как один из основных принципов педагогики, входит во все педагогические теории, явно или скрыто присутствует во всех учебниках по педагогике, признается основным всеми учеными педагогами, теоретиками и учителями-практиками.
Это объясняется тем, что принцип природосообразности в теорию педагогики
пришел из недр народного опыта по воспитанию.
В ходе этногенеза, за всю историю существования и взаимодействия с природой, каждый народ создает собственную систему воспитания, эффективность которой заключается в ее естественности, в способности сохранять в интересах саморазвития свою этническую среду (даже в условиях полиэтнического окружения), то есть в природосообразности.
В народной педагогике человек воспринимается как органическая часть природы, поэтому природосообразность народной педагогики предполагает глубокое понимание его внутреннего мира, законов его развития.
В народной педагогике ребенок с первых лет жизни получал исходные мировоззренческие установки, ориентирующие его на то, что природа и человек неразрывно связаны и, поэтому необходимо знать законы их бытия и правильно жить, чтобы сохранить единство и, как следствие, обрести собственное благополучие.
Сущность природосообразности народного воспитания заключается в том, что оно специально не формирует, не воспитывает, а естественным образом наполняет растущего человека жизнесообразными качествами.
Семья в народной педагогике является самой естественной, а потому и самой благоприятной средой для природосообразного воспитания детей.
В 177

[Back]