ствования в педагогической теории являет разные грани раскрытия своей сущности. В классической педагогической теории Я.А.Коменского — через живую и неживую природу; в учении И.Г.Песталоцци через первоэлементы, природою данные от бога; в теории Ж.Ж.Руссо — через природу самого ребенка; в дидактике А.Дистервега через социальную природу, культуру; в педагогическом наследии К.Д.Ушинского как антропологическое явление. В годы советской власти это принцип видоизменялся ни один раз. Официальная педагогика сначала заменила принцип природосообразности на более узкий принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Но в 70-е годы 20 века, обнаружив его ограниченность, он толковался несколько шире как принцип индивидуализации воспитания и обучения. И только в начале 90-х годов 20 века данный принцип обосновывается более полно. Современная трактовка принципа природосообразности, по мнению авторов педагогической энциклопедии, К.Д.Ушииский [130; 196] исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации образования, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения: развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы «Я» и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие [119; 190]. Авторы учебников по педагогике по-разному подходят к вопросу о |
природосообразности в теорию педагогики, как мы уже отмечали, пришел из недр народного опыта по воспитанию. Следует отметить, что природосообразность, являясь ведущей идеей народного воспитания, вошла как основной принцип в теорию этнопедагогики (как о принципе «естественности» о нем пишет Г.Н. Волков в учебнике «Зтнопедагогика»(1999). Положение о единстве природы и человека выражает всеобщую закономерность, которая лежит в основе сущности принципа природосообразности, хотя в философских словарях и энциклопедиях толкование понятия природосообразности отсутствует. Что касается собственно самих философских учений и направлений, то в каждом из них разработано свое обоснование данного понятия. Более широкое, разноуровневое понимание принцип природосообразности находит в философии холизма или «глубокой экологии». Глубокую экологию связывают с духовным знанием, так как она не выделяет человека из природного окружения. Она представляет мир как переплетение взаимосвязанных элементов. Здесь природосообразность понимается как осознание принадлежности к целому миру. Такой взгляд на сущность принципа природосообразности, по мнению П.П. Козловой, представляет его основным принципом формирования духовного мира человека, его духовной культуры [101;317]. В сущность термина “принцип природосообразности” в педагогической энциклопедии вкладывается весьма узкое понятие. Он понимается как «педагогический принцип, согласно которому воспитатель должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребенка» [157; 196]. Природосообразность в различные периоды, эпохи, этапы своего существования в педагогической теории являет разные грани раскрытия своей сущности. В классической педагогической теории Я.А. Коменского через живую и неживую природу; в учении И.Г. Песталоцци через первоэлементы, природно данные от бога; в теории Ж.-Ж. Руссо —через природу самого ребенка; в дидактике Л. Дистервега через социальную природу, культуру; в педагогическом наследии К.Д Ушинского как антропологическое явление. В годы советской власти это принцип менялся несколько раз. Официальная педагогика сначала заменила принцип природосообразности на более узкий принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Но в 70-е годы 20 века, обнаружив его ограниченность, заменила на другой, чуть шире трактующий подход к воспитанию принцип индивидуализации воспитания и обучения. И только в начале 90-х годов 20 века происходит возрождение более глубокого и богатого по содержанию принципа природосообразности. Современная трактовка принципа природосообразности, по мнению авторов педагогической энциклопедии, исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации образования, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения: развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы «Я» и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие [157; 190). Авторы учебников по педагогике по-разному подходят к вопросу о принципе природосообразности. Одни отождествляют (или подменяют) его с требованием учета возрастных особенностей детей (И.Ф. Харламов, Ю.К. Бабанский и др.), другие просто отмечают его существование наряду с другим принципами (B.C. Селиванов) или вообще умалчивают («Профессиональная педагогика» под редакцией С.Я. Батышева, П.И.Пидкасистый, И.П. Подла15 Выводы по первой главе Изучение историко-этнографической, культурологической, социальнофилософской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме позволяет нам сделать ряд обобщений и выводов: 1. До теоретического осмысления принципа природосообразности философами и педагогами, его сущностное значение содержалось в опыте народного воспитания, что позволило выявить данный принцип из опыта народной педагогики и теоретически обосновать его как ведущий принцип воспитания. Принцип природосообразности в различные периоды, этапы своего существования в педагогической теории являет разные грани раскрытия своей сущности. В классической педагогической теории Я.А. Коменского через живую и неживую природу; в учении И.Г. Песталоцци через первоэлементы, природно данные от бога; в теории Ж.-Ж. Руссо через природу самого ребенка; в дидактике А. Дистервега через социальную природу, культуру; в педагогическом наследии К.Д Ушинского как антропологическое явление. В годы советской власти это принцип менялся несколько раз. Официальная педагогика сначала заменила принцип природосообразности на более узкий принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, а затем, обнаружив его ограниченность, на другой, чуть шире трактующий подход к воспитанию принцип индивидуализации воспитания и обучения. И только в начале 90-х годов 20 века происходит возрождение более глубокого и богатого по содержанию принципа природосообразности. Среди ученых, занимающихся изучением разных аспектов принципа природосообразности, следует отметить В.В. Кумарина, Н.Д. Виноградову, П.П. Козлову, А.Кушнира, О.Н. Козлову, З.И. Тюмасеву и др. Бесспорно, педагогическая культура того или иного народа, являясь феноменом мировой цивилизации, основывается на общечеловеческих ценностях и идеях. Но в то же время каждый народ имеет свою оригинальную «систему» воспитания, основанную на его этнофилософии, 87 |