принципе природосообразности. Одни отождествляют (или подменяют) его требованием учета возрастных особенностей детей (И.Ф.Харламов, Ю.К.Бабанский и др.), другие просто отмечают его существование наряду с другим принципами (В.С.Селиванов) или вообще умалчивают («Профессиональная педагогика» под редакцией С.Я.Батышева, П.И.Пидкасистый, И.П.Подласый и др.), в учебниках третьих авторов данный материал присутствует явно (В.С.Безрукова) или неявно (В.А.Сластеннн). Одним из первых ученьтх-педагогов, выступавших за возрождение принципа природосообразности, за построение новой системы образования, новой педагогики на основе данного принципа, являлся В.В. Кумарин, утверждавший, что «обучение и воспитание лишь тогда будут впрок, когда их законы начнут выводиться из неизменяемой природы человека» [92;30]. А.Кушнир в своих статьях ставит вопрос о создании природосообразных технологий обучения и воспитания в противовес развивающему и другим искусственным технологиям. По его мнению, «в этой области пока еще больше теоретизирования, нежели практических достижений, но отдельные частные технологии могут быть созданы в ближайшее время путем активного обращения к народной педагогике» [96; 55]. Также следует выделить научные исследования Н.Д.Виноградовой и П.П.Козловой, направленные на изучение проблем функционирования принципа природосообразности. Так, П.П.Козлова в диссертации «Природосообразность как основополагающий принцип в истории школы и педагогики» (1998) фундаментально обосновывает сущность данного принципа, доказывает целесообразность рассмотрения принципа природосообразности как методологического принципа философии образования. З.И.Тюмасева изучает природосообразность с точки зрения валеологии и рассматривает природосообразное образование в качестве фактора оздо |
В годы советской власти это принцип менялся несколько раз. Официальная педагогика сначала заменила принцип природосообразности на более узкий принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Но в 70-е годы 20 века, обнаружив его ограниченность, заменила на другой, чуть шире трактующий подход к воспитанию принцип индивидуализации воспитания и обучения. И только в начале 90-х годов 20 века происходит возрождение более глубокого и богатого по содержанию принципа природосообразности. Современная трактовка принципа природосообразности, по мнению авторов педагогической энциклопедии, исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации образования, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения: развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы «Я» и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие [157; 190). Авторы учебников по педагогике по-разному подходят к вопросу о принципе природосообразности. Одни отождествляют (или подменяют) его с требованием учета возрастных особенностей детей (И.Ф. Харламов, Ю.К. Бабанский и др.), другие просто отмечают его существование наряду с другим принципами (B.C. Селиванов) или вообще умалчивают («Профессиональная педагогика» под редакцией С.Я. Батышева, П.И.Пидкасистый, И.П. Подла15 сый и др.), в учебниках третьих авторов данный материал присутствует явно (B.C. Безрукова) или неявно (В.А. Сластенин). Одним из первых ученых-педагогов, выступавших за возрождение принципа природосообразности, за построение новой системы образования, новой педагогики на основе данного принципа, являлся В.В. Кумарин, утверждавший, что «обучение и воспитание лишь тогда будут впрок, когда их законы начнут выводиться из неизменяемой природы человека» [116;30]. А.Кушнир в своих статьях ставит вопрос о создании природосообразных технологий обучения и воспитания в противовес развивающему и другим искусственным технологиям. По его мнению, «в этой области пока еще больше теоретизирования, нежели практических достижений,., но отдельные частные технологии могут быть созданы в ближайшее время путем активного обращения к народной педагогике» [121; 55]. Также следует выделить научные исследования Н. Д. Виноградовой и П.П. Козловой, направленные на изучение проблем функционирования принципа природосообразности. Так, П.П. Козлова в диссертации «Природосообразность как основополагающий принцип в истории школы и педагогики» (1998) фундаментально обосновывает сущность данного принципа, доказывает целесообразность рассмотрения принципа природосообразности как методологического принципа философии образования. З.И. Тюмасева изучает природосообразность с точки зрения валеологии и рассматривает природосообразное образование в качестве фактора оздоровления обучаемых. Принимая за основу толкование «природа» В.Д.Даля: «при-родаэто все то, что дается при родах, рождении или создании и формировании некоторой материальной системы и что обусловливается объективными и субъективными условиями, факторами, обстоятельствами»[39;189], она предлагает следующее определение природосообразного образования: «такой вид образования, который во всех своих основных проявлениях и характеристических свойствах соответствует естественным состояниям, качествам, свойствам, стремлениям и наклонностям всех субъск16 |