ровления обучаемых. Принимая за основу толкование «природа» В.Д.Даля: «природа — это все то, что дается при родах, рождении или создании и формировании некоторой материальной системы и что обусловливается объективными и субъективными условиями, факторами, обстоятельствами», она предлагает следующее определение природосообразного образования: «такой вид образования, который во всех своих основных проявлениях и характеристических свойствах соответствует естественным состояниям, качествам, свойствам, стремлениям и наклонностям всех субъектов образования, а также естественным состояниям и качествам основных образовательных факторов» [там же]. При этом исследователь отмечает, что, природосообразность образования не может рассматриваться вне природы определенного этноса, окружающей среды, бытовых и воспитательных традиций народа, социально-экономических условий страны — в аспекте ее реального состояния и перспектив устойчивого развития. Мы, придерживаясь определения природосообразного образования, данного З.И.Тюмасевой, даем, применительно к нашему исследованию, следующие толкование природосообразного воспитания: это такое воспитание, которое во всех своих проявлениях соответствует природе субъектов воспитания, основано на традициях, обрядах и обычаях, а также природе специфических и региональных особенностях этноса и законах Природы в целом. Основная цель природосообразного воспитания состоит в реализации принципа природосообразности, соответствующего сущности человека как космо-био-социального существа. Природосообразное воспитание направлено на реализацию задач, связанных с формированием природосообразной воспитанности учащихся, которая понимается нами как наличие качеств, соответствующих его природе (его естественным свойствам, наклонностям), природе своего этноса (народному идеалу своего этноса семь качеств народного идеала казахов: доброта, здоровье, честность, трудолюбие, целомудрие, ум, дружелюбие, законам |
тов образования, а также естественным состояниям и качествам основных образовательных факторов»[там же]. При этом исследователь отмечает, что, природосообразность образования не может рассматриваться вне природы определенного этноса, окружающей среды, бытовых и воспитательных традиций народа, социально-экономических условий страны в аспекте ее реального состояния и перспектив устойчивог о развития. Мы придерживаемся определения природосообразного образования, данного З.И. Тюмасевой и параметры, которые туда вошли, вложили в основу нашего понимания природосообразного воспитания. Таким образом, под природосообразным воспитанием мы понимаем такое воспитание, которое во всех своих основных характеристических свойствах соответствует природе субъектов воспитания, а также природе этноса и законам Природы в целом. Основная цель природосообразного воспитания состоит в реализации принципа природосообразности, соответствующего сущности человека как космо-био-социального существа. Природосообразное воспитание направлено на реализацию задач, связанных с формированием природосообразной воспитанности учащихся, которая понимается нами как наличие качеств, соответствующих его природе (его естественным свойствам, наклонностям), природе своего этноса (народному идеалу своего этноса (семь качеств народного идеала чувашей: доброта, здоровье, честность, трудолюбие, целомудрие, ум, дружелюбие), законам Природы и Космоса в целом (любви, гармонии и т.д.). Таким образом, природосообразность предполагает, что воспитание основывается на научном понимании взаимосвязи природы и социокультурных процессов, тем самым выявляя тесную связь с принципом культуросообразности. Как считает П.11. Козлова, в эволюции принципа природосообразности культуросообразность являет этап его развития. Основатель принципа культуросообразности в педагогике А. Дистервег называл принцип природосообразности высшим принципом педагогики, ее 17 этнопсихологии, этнокультуре. Так, своеобразие чувашской народной педагогики определяют, прежде всего, так называемые заповеди как программа воспитания гармоничного, совершенного человека (трудолюбие, здоровье, ум, дружба, целомудрие, доброта, честность), которые выступают содержательным элементом народного воспитания и характеризуются природосообразностью. В качестве специфики чувашской народной педагогики можно выделить также наличие возрастной периодизации детей, отличающейся тонкостью градации, так называемого «ребячьего пастуха» в деревнях, основного нравственного качества «камал», вбирающего в себя все стороны личности и др. 2. Рассмотрение понятия принципа природосообразности в педагогике и его сущности в опыте народного воспитания раскрыло возможности разработки концептуальных основ природосообразного воспитания средствами народной педагогики, этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, приодосообразного воспитания в условиях полиэтничности. Под природосообразным воспитанием мы понимаем такое воспитание, которое во всех своих основных характеристических свойствах соответствует природе субъектов воспитания, а также природе этноса и законам Природы в целом. Основная цель природосообразного воспитания состоит в реализации принципа природосообразности, соответствующего сущности человека как космо-био-социального существа. Природосообразное воспитание направлено на реализацию задач, связанных с формированием природосообразной воспитанности учащихся, которая понимается нами как наличие качеств, соответствующих его природе (его естественным свойствам, наклонностям), природе своего этноса (народному идеалу своего этноса (семь качеств народного идеала чувашей: доброта, здоровье, честность, трудолюбие, целомудрие, ум, дружелюбие), законам Природы и Космоса в целом (любви, гармонии и т.д.). 3. Природосообразность воспитания предполагает учет реальных процессов жизни и быта народа, географических, исторических, социально88 процессе. Под природосообразным воспитанием мы понимаем такое воспитание, которое во всех своих основных характеристических свойствах соответствует природе субъектов воспитания, а также природе этноса и законам Природы в целом. Основная цель природосообразного воспитания состоит в реализации принципа природосообразности, соответствующего сущности человека как космо-био-социального существа. Природосообразное воспитание направлено на реализацию задач, связанных с формированием природосообразной воспитанности учащихся, которая понимается нами как наличие качеств, соответствующих его природе (его естественным свойствам, наклонностям), природе своего этноса (народному идеалу своею этноса (семь качеств народного идеала чувашей: доброта, здоровье, честность, трудолюбие, целомудрие, ум, дружелюбие), законам Природы и Космоса в целом (любви, гармонии и т.д.). Разработанная в ходе опытноэкспериментальной работы модель природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики, благодаря своим компонентам, охватывающим все аспекты жизнедеятельности и все стороны развития учащихся, позволяет конструировать данный процесс как целостный. Он включает в себя организацию учебной и внеучебной работы (внеклассные, внешкольные, семейные формы) и направлен на развитие нравственного, интеллектуального и физического сторон воспитуемых. Результаты опытно-экспериментальной работы по природосообразному воспитанию учащихся средствами народной педагогики подтвердили выдвинутую гипотезу. Эффективность природосообразного воспитания находится в зависимости от следующих условий: сущность и специфика природосообразных средств чувашской народной педагогики; процесс адаптации в полиэтническом пространстве как особен179 |