Природы и Косхмоса в целом (любви, гармонии и т.д.). Таким образом, природосообразность предполагает, что воспитание основывается на научном понимании взаимосвязи природы и социокультурных процессов, тем самым, выявляя тесную связь с принципом культуросообразности. Как считает П.П.Козлова, в эволюции принципа природосообразности культуросообразность являет этап его развития. Основатель принципа культуросообразности в педагогике А. Дистервег называл принцип природосообразности высшим принципом педагогики, ее подлинным фундаментом, считал культуру явлением особого восприятия природы. Отсюда и сущность принципа природосообразности определяется не только внутренней природой человека, но и опытом его взаимодействия с миром, культурой, мирозданием в широком значении этого слова. В этом значении соотношение принципа природосообразности и культуросообразности не отдаляется друг от друга, а наоборот, культура связывает человека с природой, поскольку в культурном изначальном духовном космосе находится сам человек. В формировании духовной культуры подрастающего поколения природосообразность трактуется как фундамент, в котором первоначально видится единение природы со всем сущим, со всем мирозданием [81; 10]. По справедливому утверждению А.Дистервега, «принцип природосообразности вечен и неизменен, как неизменны назначение и природа человечества» [55; 194]. Однако по нашему мнению необходимо также считаться с условиями места, где находится тот или иной этнос, и с той ступенью культуры, которая достигнута им. Поэтому состояние культуры в тот или другой момент требует своего рассмотрения как явления естественного, которое также неизбежно, с такой же необходимостью возникает, как тот или иной характер растительного и животного мира на определенной территории земной поверхности. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строится с учетом особенностей региональных и этнических культур |
тов образования, а также естественным состояниям и качествам основных образовательных факторов»[там же]. При этом исследователь отмечает, что, природосообразность образования не может рассматриваться вне природы определенного этноса, окружающей среды, бытовых и воспитательных традиций народа, социально-экономических условий страны в аспекте ее реального состояния и перспектив устойчивог о развития. Мы придерживаемся определения природосообразного образования, данного З.И. Тюмасевой и параметры, которые туда вошли, вложили в основу нашего понимания природосообразного воспитания. Таким образом, под природосообразным воспитанием мы понимаем такое воспитание, которое во всех своих основных характеристических свойствах соответствует природе субъектов воспитания, а также природе этноса и законам Природы в целом. Основная цель природосообразного воспитания состоит в реализации принципа природосообразности, соответствующего сущности человека как космо-био-социального существа. Природосообразное воспитание направлено на реализацию задач, связанных с формированием природосообразной воспитанности учащихся, которая понимается нами как наличие качеств, соответствующих его природе (его естественным свойствам, наклонностям), природе своего этноса (народному идеалу своего этноса (семь качеств народного идеала чувашей: доброта, здоровье, честность, трудолюбие, целомудрие, ум, дружелюбие), законам Природы и Космоса в целом (любви, гармонии и т.д.). Таким образом, природосообразность предполагает, что воспитание основывается на научном понимании взаимосвязи природы и социокультурных процессов, тем самым выявляя тесную связь с принципом культуросообразности. Как считает П.11. Козлова, в эволюции принципа природосообразности культуросообразность являет этап его развития. Основатель принципа культуросообразности в педагогике А. Дистервег называл принцип природосообразности высшим принципом педагогики, ее 17 подлинным фундаментом, считал культуру явлением особого восприятия природы. Отсюда и сущность принципа природосообразности определяется не только внутренней природой человека, но и опытом его взаимодействия с миром, культурой, мирозданием в широком значении этого слова. В этом значении соотношение принципа природосообразности и культуросообразности не отдаляется друг от друга, наоборот, культура связывает человека с природой, поскольку в культурном изначальном духовном космосе находится сам человек. В формировании духовной культуры подрастающего поколения природосообразность трактуется как фундамент, в котором первоначально видится единение природы со всем сущим, со всем мирозданием [100; 10]. По справедливому утверждению А. Дистервега, «принцип природосообразности вечен и неизменен, как неизменны назначение и природа человечества» [70; 194]. Однако при этом необходимо также считаться с условиями места, где находится тот или иной этнос, и с той ступенью культуры, которая достигнута им. Поэтому состояние культуры в тот или другой момент требует своего рассмотрения как явления естественного, которое также неизбежно, с такой же необходимостью возникает, как тот или иной характер растительного и животного мира на определенной территории земной поверхности. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строится с учетом особенностей региональных и этнических культур [157;191]. Тем самым актуализируется дальнейшее развитие этнопедагогики как «науки об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этнических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации» [47;4]. Народную педагогику, являющуюся предметом этнопедагогики Г.Н. Волков называет природосообразной и жизнесообразной, демократической и гуманистической педагогикой и в своих работах руководствуется двумя основными заповедями (положениями) природосообразностью Я.А. Коменского и народностью К.Д. Ушинского, основанной на культуросообразности А. Дистервега (пото18 |