Проверяемый текст
Иванова, Наталия Ивановна; Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (Диссертация 2004)
[стр. 22]

[119;191].
Тем самым актуализируется дальнейшее развитие этнопедагогики как «науки об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этнических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации»
[41;4].
Народную педагогику, являющуюся предметом этнопедагогики Г.Н.Волков называет природосообразной и жизнесообразной, демократической и гуманистической педагогикой и в своих работах руководствуется двумя основными заповедями (положениями) природосообразностью Я.А.Коменского и народностью К.Д.Ушинского, основанной на культуросообразности А.
Дистервега
потому как «народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры» [141 ;3].
Г.Н.Волков тем самым подчеркивает взаимосвязь принципов природосообразности и культуросообразности в этнопедагогической науке.
Однако «до сегодняшнего дня является дискуссионной проблема соотношения принципов природосообразности и культуросообразности.
История возникновения и развития этих педагогических принципов показывает их взаимообусловленность как категории сущности и явления», и в их взаимоотношениях сущностную функцию несет природосообразность
[78;31], что определяет ведущее положение принципа природосообразности.
Рассматривая функционирование принципа природосообразности в генезисе (этно) культу ры, в которую входит как один из ее элементов и интересующая нас педагогическая культура этносов народная педагогика, характеризующаяся природосообразностью воспитания подрастающего поколения, следует отмстить, что понятие «народная педагогика» мы, вслед за Г.Н.Волковым, определяем как «эмпирический опыт этнических групп в воспитании и образовании детей, морально-этические и эстетические воззрения на исконные ценности семьи, рода, племени, народпости, нации» [41;4].
Каждая культура является результатом деятельности своего творца — этноса (сформировавшаяся на определенной территории общность людей, характеризующаяся общим этнонимом, языком и культурой, с присущим ему
[стр. 19]

подлинным фундаментом, считал культуру явлением особого восприятия природы.
Отсюда и сущность принципа природосообразности определяется не только внутренней природой человека, но и опытом его взаимодействия с миром, культурой, мирозданием в широком значении этого слова.
В этом значении соотношение принципа природосообразности и культуросообразности не отдаляется друг от друга, наоборот, культура связывает человека с природой, поскольку в культурном изначальном духовном космосе находится сам человек.
В формировании духовной культуры подрастающего поколения природосообразность трактуется как фундамент, в котором первоначально видится единение природы со всем сущим, со всем мирозданием [100; 10].
По справедливому утверждению А.
Дистервега, «принцип природосообразности вечен и неизменен, как неизменны назначение и природа человечества» [70; 194].
Однако при этом необходимо также считаться с условиями места, где находится тот или иной этнос, и с той ступенью культуры, которая достигнута им.
Поэтому состояние культуры в тот или другой момент требует своего рассмотрения как явления естественного, которое также неизбежно, с такой же необходимостью возникает, как тот или иной характер растительного и животного мира на определенной территории земной поверхности.
Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строится с учетом особенностей региональных и этнических культур [157;191].
Тем самым актуализируется дальнейшее развитие этнопедагогики как «науки об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этнических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации»
[47;4].
Народную педагогику, являющуюся предметом этнопедагогики Г.Н.
Волков называет природосообразной и жизнесообразной, демократической и гуманистической педагогикой и в своих работах руководствуется двумя основными заповедями (положениями) природосообразностью Я.А.
Коменского и народностью К.Д.
Ушинского, основанной на культуросообразности А.
Дистервега
(пото18

[стр.,20]

му как «народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры» [191;3] ).
Г.Н.
Волков тем самым подчеркивает взаимосвязь принципов природосообразности и культуросообразности в этнопедагогической науке.
Однако «до сегодняшнего дня является дискуссионной проблема соотношения принципов природосообразности и культуросообразности.
История возникновения и развития этих педагогических принципов показывает их взаимообусловленность как категории сущности и явления», и в их взаимоотношениях сущностную функцию несет природосообразность
[98; 31], что определяет ведущее положение принципа природосообразности.
Рассмотрим функционирование принципа природосообразности в генезисе (этно)культуры, в которую входит как один из ее элементов и интересующая нас педагогическая культура этносов народная педагогика, характеризующаяся природосообразностью воспитания подрастающего поколения.
Следует
отметить, что понятие «народная педагогика» мы, вслед за Г.Н.
Волковым, определяем как «эмпирический опыт этнических групп в воспитании и образовании детей, моральноэтические и эстетические воззрения на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации»
[47;4].
Каждая культура является результатом деятельности своего творца этноса (сформировавшаяся на определенной территории общность людей, характеризующаяся общим этнонимом, языком и культурой, с присущим ему
психическим складом [179; 154]).
Поэтому мы, вслед за этнологами А.II.
Садохиным и Т.
Г.
Грушевицкой, исходим из понимания культуры как “внебиологически выработанного (незакрепленного генетически) и передаваемого способа человеческой деятельности”.
Такое комплексное понимание культуры на основе деятельностного подхода позволяет найти адекватные формы объяснения феномена этнической культуры как “совокупность присущих этносу способов освоения условий своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводство условий его жизнедеятельности.
Главным здесь является функциональный аспект культуры, понимание ее как адекватного механизма, облегчающего человеку жизнь в окружающем мире” 19

[Back]